• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПРАКТИКА

Государство и право. 2018. № 5. С. 5-17.

Статья посвящена рассмотрению нормативной основы и реализации конституционного права законодательной инициативы в современной России. Исследуются проблемы понимания права законодательной инициативы, приводится официальная позиция по этому вопросу, выраженная в ст. 107 Регламента Государственной Думы. Отмечается, что в российском законодательном процессе данное право корреспондируется законодательной обязанностью Государственной Думы рассмотреть данный законопроект, представленные с ним документы и принять соответствующее решение. Сделан вывод, что право законодательной инициативы осуществляется неоднородно, поскольку Государственная Дума принимает разные по юридической силе законы. Дискутируется вопрос, с какого момента начинается стадия законодательной инициативы. При этом приводятся точки зрения как отечественных, так и зарубежных авторов. Делается вывод, что реальный объем полномочий субъектов, обладающих в России правом законодательной инициативы, не одинаков, так как зависит от политического и юридического статуса субъектов конституционных правоотношений. Дискутируется проблема субъектного состава лиц, обладающих правом законодательной инициативы, который определен ст. 104 Конституции России. Автор приходит к выводу о расширении субъектного состава лиц, обладающих правом законодательной инициативы в современной России, в который кроме Генерального прокурора следует внести Уполномоченного по правам человека и гражданина, а также положительно зарекомендовавшие себя крупные общественные организации. Отмечается, что лучшей формой, в которой будут закреплены нормы, регламентирующие право законодательной инициативы, является Федеральный закон “О нормативных правовых актах в Российской Федерации”.