• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Государственное и рыночное регулирование трудовой активности пенсионеров

Статья посвящена анализу действующих государственных и рыночных механизмов регулирования трудовой активности применительно к работающим пенсионерам по старости и их роли в формировании соответствующей возрастной категоризации на рынке труда. Существующая модель государственного регулирования занятости определяется нами как нейтральная к возрасту и пенсионному статусу. В этой логике все способные адаптироваться к спросу на рынке труда это делают, а неспособные – переходят в статус объектов социального обеспечения. Агенты трудового рынка обладают собственными интерпретациями
границ «подходящего возраста», что проявляется в распространении практик возрастной дискриминации – «эйджизма» (иногда в прямой, но чаще в скрытой форме). Следствием этого является возрастная сегментация рынка труда, которая сопровождается качественными изменениями характера занятости работников пенсионного возраста. В наиболее уязвимом положении оказываются те, кто за время пребывания
в пенсионном статусе меняет работу. Повторный выход на рынок труда в значительной степени сопряжен с рисками ухудшения условий занятости и снижения должностного и профессионального статуса. Люди
пенсионного возраста не только проигрывают более молодым соискателям, но и уступают в качестве занятости ровесникам, сохранившим прежнее рабочее место. Выводы основаны на материалах исследования
возрастной дискриминации на российском рынке труда, проведенного авторами в 2012–2016 гг. В исследовании использовалось сочетание количественных (анализ статистики занятости, данных репрезентативной выборки 24-й волны Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, контент-анализ объявлений о вакансиях) и качественных (экспертные интервью с HR-менеджерами) методов.