• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Пеня по российскому налоговому праву: способ обеспечения исполнения налоговой обязанности или мера ответственности за нарушение налоговых правил?

Закон. 2018. № 7. С. 148-159.

Рассмотрена одна из актуальных проблем российского налогового права, связанная с определением пени по действующему российскому законодательству о налогах сборах.

Проанализировано изменение правовой природы пени по российскому налоговому законодательству — от меры ответственности за нарушение налогового законодательства (в 1990-х гг.) к способу обеспечения исполнения налоговой обязанности (с вступлением в силу Налогового кодекса РФ в 1999 г.).

Выявлены причины столь радикальных изменений в понимании пени по российскому налоговому праву и оценены их последствия для поддержания в налоговом праве баланса публичных и частных интересов.

На пеню действующим налоговым законодательством возложена задача по обеспечению исполнения налоговой обязанности, которую она (пеня) не может выполнить из-за отсутствия соответствующих материальных ресурсов. В отличие от банковской гарантии, поручительства и залога, пеня не гарантируют покрытие возможного образования недоимки, а представляет собой, по определению Конституционного Суда РФ, правовосстановительную меру принудительного характера, которая компенсирует бюджетной системе Российской Федерации уплату налогов позже установленных сроков.

С изменением подходов к определению пени в налоговом праве сложилась ситуация, когда три отрасли законодательства — налоговое, бюджетное и таможенное — дают различные определения пени. Очевидно, что такое положение дел в российском законодательстве не может быть признано удовлетворительным.

Изменения, произошедшие в 2017 г. в системе управления публичными финансами в России и создание единого фискального канала, объединившего налоги, таможенные платежи и страховые взносы, заставляют по-новому посмотреть на соотношения института обеспечения исполнения налоговой обязанности и института обеспечения  уплаты таможенных пошлин и налогов по таможенному законодательству ЕАЭС. С применением сравнительно-правового метода были сопоставлены способы обеспечения уплаты таможенных платежей во всех государствах-членах ЕАЭС  и подходы к определению пени за просрочку уплаты таможенных пошлин и налогов.

Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, регулирующие налоговые отношения по расчеты и уплате пени.