• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Эффект ориентации объекта на сенсорных экранах у взрослых и детей

Котов А. А., Гордиенко Е., Власова Е. Ф., Котова Т. Н.

Целью исследования было сравнение выполнения задания на эффект ориентации объекта на планше- тах у взрослых и детей. В таком задании испытуемого просят оценивать расположение предметов — их изображе- ния на экране предъявлены в нормальной ориентации или перевернуты. Испытуемый дает ответ, нажимая на экран пальцем левой или правой руки. Эффект ориентации объекта выражается в ускорении моторного ответа при про- странственной совместимости функциональной части изображенного предмета и руки, используемой для ответа. При предъявлении задания на мониторе компьютера область восприятия изображения и область моторного ответа пространственно разделены, в то время как при выполнении задания на планшете они становятся общими, что имеет значение для объяснения исследуемых эффектов в русле теорий воплощенного познания. У взрослых испы- туемых, выполнявших задание на планшете, эффект ориентации объекта первоначально был обнаружен только на предметах с одной функциональной частью (ручка). В случае изображений предметов с двумя частями (ручка и носик) тот же эффект был выражен по отношению к другой функциональной части (носику), задающей простран- ственную направленность общей форме объекта. Данные результаты обсуждаются в связи с изменением структуры зрительного поля и его соотношения с моторикой при предъявлении задания на планшете. У детей эффект ориента- ции объекта обнаружить не удалось.