• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 21 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Chrabaszcz A., Dragoy O. The Russian Journal of Cognitive Science. 2017. Vol. 4. No. 4. P. 14-21.
Добавлено: 9 октября 2018
Статья
Soloukhina O., Ivanova M., Akinina Y. et al. The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2. No. 2-3. P. 14-21.

В настоящий момент существует большая потребность в современном русскоязычном стандартизированном тесте для оценки речевой деятельности при афазии. Нашей группой ведется работа по созданию Русского афазиологического теста (РАТ). В рамках данной работы с учетом современных моделей языковой обработки и принципов психометрики разрабатывались субтесты на понимание отдельных слов: существительных и глаголов. В задании испытуемым необходимо было сопоставить услышанное слово с одним из четырех рисунков. Субтесты были нормированы в группе пациентов с афазией (n = 45) и в контрольной группе (n = 30), что позволило отобрать по 30 итоговых диагностичных проб. В результате работы были созданы психолингвистически обоснованные и нормированные субтесты для оценки понимания существительных и глаголов, которые сопоставимы по психометрическим параметрам и чувствительны к речевым нарушениям при беглой и небеглой формах афазии.

Добавлено: 6 июня 2016
Статья
Litvinova L. D., Roza M. Vlasova, Sinitsyn V. E. et al. The Russian Journal of Cognitive Science. 2016. Vol. 3. No. 3. P. 5-42.

Существующие нейрофизиологические исследования механизмов когнитивной регуляции эмоций показывают, что если человек одновременно с восприятием эмоционально окрашенных стимулов выполняет какую-либо когнитивную задачу, то активация в его миндалевидном теле снижается. Как правило, при этом рассматриваются ситуации, в которых когнитивная задача служит отвлечению внимания от эмоционально нагруженных объектов или же когда она непосредственно касается эмоционального содержания, например при категоризации вызываемой эмоции. В данном фМРТ-исследовании мы изучали, каким образом на прирост BOLD-сигнала в миндалевидном теле, вызванный просмотром эмоционально окрашенных изображений, может влиять мнемическая задача, которая подразумевает привлечение внимания к эмоциональным стимулам и не касается напрямую их эмоционального содержания. Сорок четыре человека были разделены на две группы. Во время сканирования испытуемые из контрольной группы пассивно просматривали эмоционально окрашенные (эротика и увечья) и нейтральные изображения, отобранные из Международной базы эмоциональных изображений (IAPS). В экспериментальной группе испытуемых просили запоминать предъявленные изображения с последующим тестом на узнавание. Анализ прироста BOLD-сигнала по зонам интереса показал, что в обеих группах наблюдалась асимметрия активации в миндалевидном теле, вызванной просмотром изображений. При пассивном просмотре выявлен более значительный прирост BOLD-сигнала в левом миндалевидном теле, а под влиянием мнемической задачи латерализация смещалась вправо. Анализ данных по контрольным зонам интереса также позволил зафиксировать эффекты «глухоты по невниманию» в слуховой коре и функциональной асимметрии в зрительной коре. Полученные результаты объясняются в контексте функциональных связей миндалевидного тела с областями первичной сенсорной и префронтальной коры головного мозга.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Kotov A. A., Kotova T. N., Vlasosova E. F. The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2-3. P. 36-52.

Since pre-school age, children rely on contextual information while generalizing information about new objects. It is still uncertain what underlies this inductive selectivity; whether it is associative learning, which depends on the numbers of features that an object has, or conceptual learning, which depends on the features’ content. In the first experiment, we varied the contextual information and found that 4-5-year-olds rely more on contextual features of the object (shape and colour of the background), but not on spatial ones (location). In the second experiment we varied the combination of context features and showed that, given a lack of information about an object (shape only), children rely on contextual spatial features more than on the object’s features. Moreover, they prefer not to rely on contextual information at all if the object’s information was modified (same shape but different colour). Together, these results indicate the dependence of inductive selectivity on conceptual learning, not only associative learning.

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Dragoy O., Chrabaszcz A., Tolkacheva V. et al. The Russian Journal of Cognitive Science. 2016. Vol. 3. No. 4. P. 4-25.

Интраоперационное функциональное картирование головного мозга с помощью электрической стимуляции становится золотым стандартом нейрохирургического лечения, призванным снизить вероятность необратимого постоперационного функционального дефицита у пациентов с опухолью головного мозга, находящейся в функционально значимых зонах или прилегающей к ним. Так как способность говорить и понимать окружающих имеет огромное значение в жизни любого человека, речь является одной из наиболее часто картируемых функций. Однако стандартизированные лингвистические протоколы, пригодные для интраоперационного использования, до сих пор остаются немногочисленными. В настоящем исследовании мы представляем первый русскоязычный стандартизированный тест на называние для интраоперационного картирования порождения существительных и глаголов во время нейрохирургических операций с пробуждением. При разработке теста мы опирались на имеющиеся современные (психо)лингвистические знания, а также учитывали методические требования к тесту, связанные с проведением электростимуляции. Данный тест был клинически апробирован на выборке из 23 пациентов, которым была показана краниотомия в сознании. Результаты использования теста во время операции на фоне электростимуляции мозга показали, что тест является пригодным для интраоперационного картирования речевых зон как в кортикальных, так и в субкортикальных структурах. Проведенное во время операции тестирование позволило удалить обширные участки опухоли, при этом сохранив способность к пониманию и порождению речи у большинства протестированных пациентов. Все материалы и протоколы для тестирования находятся в свободном доступе онлайн.

Добавлено: 10 апреля 2019
Статья
Lyusin D. The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2. No. 2-3. P. 66-69.
Добавлено: 11 октября 2015
Статья
Roza M. Vlasova, Valentin E. S., Ekaterina V. P. The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2. No. 1. P. 24-40.

Как правило, актуализация низкочастотных слов происходит медленнее, чем высокочастотных. Ней- ролингвистические исследования выявили ряд структур головного мозга, активация которых коррелирует с частот- ностью слова при его актуализации. На материале русского языка до сих пор было выполнено только одно фМРТ- исследование частотности слова (Малютина и др., 2012), результаты которого в значительной степени не согласуются с данными, полученными на материале других языков. Однако в работе на материале русского языка использовалась задача называния вслух действий, изображенных на рисунке (то есть актуализация глаголов), а для других языков использовались задания, направленные на актуализацию существительных. Для того чтобы выявить, какую при- роду имеют причины такой несогласованности результатов: методическую или кросс-лингвистическую, мы про- вели фМРТ-исследование мозговых коррелятов частотности слова на материале русского языка, использовав задачу называния про себя предметов, изображенных на картинках. Мы обнаружили существенным образом сходный пат- терн активации головного мозга при актуализации как низкочастотных, так и высокочастотных слов. Данный пат- терн типичен для задачи называния предметов по рисункам и был ранее получен на многих языках. Более активными при актуализации низкочастотных слов по сравнению с высокочастотными оказались структуры мозга, связанные с речевыми процессами (нижняя лобная извилина билатерально, таламус и инсула в левом полушарии), зрительным восприятием (веретеновидная извилина, нижняя и средняя затылочные извилины билатерально) и когнитивным и моторным контролем (дополнительная моторная кора и поясная извилина в правом полушарии). Поясная изви- лина правого полушария оказалась единственной структурой, в которой по сравнению с контрольным условием наблюдалась активация при актуализации низкочастотных, но не высокочастотных слов. В то же время мы не обна- ружили зон мозга, активировавшихся в большей степени при актуализации высокочастотных слов по сравнению с низкочастотными. Полученные результаты в целом хорошо согласуются с данными нейролингвистической лите- ратуры по английскому, немецкому и китайскому языкам, в связи с этим можно предположить, что отличия пре- дыдущих данных, полученных на материале русского языка, связаны скорее со взаимодействием таких факторов, как часть речи (глагол или существительное), и частотность слова в мозговых механизмах актуализации слова, чем с кросс-лингвистическими различиями. 

Добавлено: 5 апреля 2015
Статья
Kotova T. N., Yudina T. O., Kotov A. A. The Russian Journal of Cognitive Science. 2014. Vol. 1. No. 1-2. P. 39-47.

In the second year of life, infants are actively interested in objects used by adults, despite the number of experienced  difficulties in  achieving their goals while handling these objects. What causes the  child attempt to handle an  object for  a  designated purpose while watching the  adult? One of  the evident explanations concerns the  effectiveness of  the adult’s  behavior and the child’s desire to achieve the same result. However, multiple studies have shown that a child is guided not  exclusively by the hoped-for result, but also by the adult’s intention. In our study, we verified the reason guiding a child’s  choice in  an ambiguous condition modeled by  situations which contrast intentional and effective adult behavior. We  discovered that infants between 17 and 20 months old preferred to copy an adult’s intentional action even if this action did  not result in positive outcome, but did not copy an adult’s accidental action, even if the action ended up with an attractive  result. However, the child’s tendency to follow the adult’s intention develops during the process of growing, as no similar  pattern is observed in children between 12 and 16 months old. Here we also discuss this phenomenon in terms of its relation  to the existing data on the overimitation effect and the age range of its manifestation. The current study provides a view  of social learning development which is an alternative to the traditional view which treats social learning only as an increase  in the complexity of acquired actions with age. Our results suggest that what changes with development is that actions learned  and demonstrated by the child become more and more relevant to planning and control of behavior.

Добавлено: 12 октября 2014
Статья
Kotova T. N., Kotov A. A. The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2. No. 4. P. 4-11.
Добавлено: 20 января 2016
Статья
Utochkin I. S. The Russian Journal of Cognitive Science. 2016. Vol. 3. No. 1-2. P. 4-20.
Добавлено: 4 июля 2016
Статья
Котов А. А., Носов А. В. Российский журнал когнитивной науки. 2017. Т. 4. № 2-3. С. 39-48.

В исследованиях, проводимых в рамках экологического подхода к познанию, показано, что при воспри- ятии предмета автоматически активируется моторная программа, связанная с предоставляемыми этим предметом возможностями (аффордансами). Проявляется эффект совместимости: в задаче категоризации предметов по нере- левантному для моторного действия признаку ответ той же рукой, которой выполнялось бы действие с предметом, дается быстрее, чем ответ другой рукой. Однако неясно, влияет ли на проявления эффекта совместимости катего- риальный статус предмета (типичный/нетипичный представитель категории). В настоящем исследовании задача совместимости предварялась задачей на формирование категорий. Экспериментальной группе (n=20) предъявля- лись искусственные изображения сковород, которые нужно было разделить на две категории; давалась обратная связь о правильности или ошибочности ответа. Предметы варьировались по высоте стенок (признак, релевант- ный для категоризации, но нерелевантный для моторного действия) и направлению ручки (признак, нерелевантный для категоризации, но релевантный для действия). Контрольной группе (n=20) данная задача не предъявлялась. Обе группы (экспериментальная — сразу после формирующей задачи) выполняли задачу на эффект совместимо- сти: категоризировали сковороды по цвету ручки, давая ответ правой или левой рукой. Направление ручки (налево/ направо) либо совпадало с той рукой, которой нужно было давать ответ (совместимые пробы), либо нет (несовме- стимые пробы). Высота стенок также варьировалась: она соответствовала типичным либо нетипичным представи- телям искусственно сформированной категории. В результате нам не удалось обнаружить влияние категориального статуса примера категории на эффект совместимости. Полученные результаты обсуждаются в контексте роли про- цесса научения в активации моторных программ.

Добавлено: 14 февраля 2018
Статья
Кронгауз М. А. Российский журнал когнитивной науки. 2018. Т. 5. № 1. С. 14-21.

Анализируется сходство научных биографий Б. Уорфа, одного из авторов гипотезы лингвистической относительности, и Д. Эверетта, описавшего язык пираха. Речь идет об их научно-социальной роли в современных им научных сообществах и обществе в целом и об их взглядах и достижениях. Анализ позволяет объяснить сходство их научной судьбы, огромный успех их теоретических построений, выходящий за пределы лингвистики, и связанные с этим репутационные потери. Точность их конкретных наблюдений может вызывать сомнения, но это не отменяет ценности дискуссии, которую они спровоцировали. Роль гипотезы лингвистической относительности в науке определяется не ее истинностью, а тем массивом исследований, для которых она стала методологией и одновременно стимулом. Д. Эверетт, возможно, участвует в построении новой ее модификации, а именно комплексном и междисциплинарном изучении языка и культуры в корреляции с нормами поведения и мышления.

Добавлено: 7 октября 2018
Статья
Уточкин И. С., Юревич М. А., Булатова М. Е. Российский журнал когнитивной науки. 2016. Т. 3. № 3. С. 58-76.

В обзоре рассматриваются исследования зрительной подсистемы рабочей памяти (ЗРП), выполненные преимущественно в последние 15 – 20 лет. Дается описание методов исследования ЗРП с подробным разбором двух методов, направленных на измерение объема и точности ЗРП (раздел 2). Это наиболее распространенные в совре- менной исследовательской практике методы обнаружения изменений и метода градуального отчета (в том числе модификация с использованием моделей смешения). Рассматриваются вопросы организации структурных единиц ЗРП при кодировании и хранении, в частности, путем связывания независимых признаков и сжатия информации о нескольких объектах в форме статистической репрезентации ансамбля (раздел 3). Описываются теории, объяс- няющие природу ограничений ЗРП: структурные (ячеечные), ресурсные, их гибриды (теории «ячейки+ресурсы»), а также недавно сформулированная теория иерархического кодирования (раздел 4). Приводятся взгляды на меха- низмы забывания в ЗРП (раздел 5). Наконец, разбираются нейронные корреляты кодирования и хранения в ЗРП, а также обсуждаются нейрофизиологические модели ЗРП, построенные на вышеназванных теориях (раздел 6).

Добавлено: 16 октября 2016
Статья
Котов А. А., Котова Т. Н., Власова Е. Ф. Российский журнал когнитивной науки. 2015. Т. 2-3. С. 44-52.

При обобщении информации о новых объектах дети с дошкольного возраста полагаются также и на информацию о контексте. В настоящее время неизвестно, лежит ли в основе такой индуктивной селективности ассоциативное научение – зависящее от количества признаков, или понятийное – зависящее от их содержания. В первом эксперименте, варьируя сохранность контекстной информации, мы обнаружили, что дети 4-5 лет при обобщении больше полагаются на объектные (форма и цвет фонового изображения), но не пространственные свойства контекста (месторасположение). Во втором эксперименте, варьируя сочетание контекстных признаков, мы показали, что при недостатке объектной информации (только форма) дети больше полагаются на пространственные свойства контекста; и при модификации объектной информации (прежняя форма и другой цвет) предпочитают не полагаются на контекстную информацию вообще. Вместе эти результаты указывают на зависимость индуктивной селективности от понятийного, а не только от ассоциативного вида научения.

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Поддьяков А. Н. Российский журнал когнитивной науки. 2017. Т. 4. № 2-3. С. 49-59.

Обсуждаются особенности разработки исследовательских объектов, призванных стимулировать любознательность и исследовательскую активность по отношению к ним со стороны человека. Предлагается рассматривать такой объект как специально созданную и предоставляемую другому человеку возможность удовлетворить свою познавательную мотивацию и мотивацию вызова при изучении неизвестных возможностей новой для него системы. Это рассмотрение проводится в развитие идей Дж. Гибсона об аффордансах как возможностях окружающего мира. Также вводятся понятия деисследовательских и контрисследовательских объектов и обсуждаются их особенности. Деисследовательские объекты защищаются от нежелательных проявлений любознательности и исследовательского поведения. Контрисследовательские объекты провоцируют любопытство и исследовательское поведение с целью нанесения ущерба субъекту этой активности. Делается вывод, что сравнение объектов, имеющих различные, специально проработанные исследовательские, деисследовательские и контрисследовательские составляющие, позволяет лучше понять человеческие практики организации деятельностей других субъектов, неявного управления и манипулирования ими — как с благонамеренными целями, так и целями нанесения ущерба.

Добавлено: 23 января 2018
Статья
Логинов Н. И., Иванов В. Д. Российский журнал когнитивной науки. 2016. Т. 3. № 4. С. 67-72.

Летняя школа молодых ученых памяти Карла Дункера «Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии», или Дункеровская школа, ежегодно проходит в Подмосковье в августе-сентябре. Она сочетает два формата: конференция по экспериментальным когнитивным исследованиям и собственно школа, образовательное событие для студентов и аспирантов. Авторы как регулярные участники предлагают описание Дункеровской школы на примере школы 2016 года и свой взгляд на ее ценность для исследовательского сообщества.

Добавлено: 20 июля 2018
Статья
Сучкова Е. А. Российский журнал когнитивной науки. 2018. Т. 5. № 2. С. 45-56.

 Целью данного исследования было сравнение эффективности обновления аффективной информации в рабочей памяти в зависимости от эмоционального состояния (далее — ЭС) испытуемого. Предполагалось, что будет обнаружен эффект эмоциональной конгруэнтности, который состоит в том, что люди точнее и быстрее обрабатывают информацию, соответствующую их ЭС. В исследовании приняло участие 66 человек (возраст: M = 18.56; SD = 1.02). Для оценки эффективности обновления был применен аффективный вариант задачи «n шагов назад», где в качестве стимулов выступили радостные, грустные и нейтральные слова. В ходе исследования у каждого испытуемого индуцировалось радостное или грустное ЭС. Использовался комбинированный метод индукции ЭС, состоящий из автобиографического метода и метода индукции при помощи музыкальных отрывков. Эффекта эмоциональной конгруэнтности обнаружено не было. Паттерн результатов точности и времени реакции, полученный в обеих группах, схож и, вероятнее всего, частично вызван влиянием эффекта последовательности. Было получено, что пробы всех типов выполняются быстрее после индукции ЭС. В то же время негативные пробы (M = 0.83; SD = 0.12) значимо отличаются от позитивных (M = 0.78; SD = 0.16) и нейтральных проб (M = 0.73; SD = 0.21) по точности их выполнения. Полученные результаты показывают, что на обновление в рабочей памяти информации влияет ее аффективная окраска: эмоционально окрашенная информация обновляется более эффективно, чем нейтральная, а среди эмоциональных стимулов более эффективно обновляется информация о негативных. 

Добавлено: 10 февраля 2019
Статья
Котова Т. Н., Юдина Т. О., Котов А. А. Российский журнал когнитивной науки. 2014. Т. 1. № 1-2. С. 48-55.

В возрасте от года до двух лет ребенок активно интересуется предметами, которыми на его глазах пользуется взрослый, хотя удобства при достижении цели эти предметы ему еще не предоставляют. Что заставляет ребенка, глядя на взрослого, стараться использовать предмет по назначению? Один из очевидных ответов связан с результативностью поведения взрослого и желанием ребенка достигнуть того же результата. Однако многие современные исследования показывают, что ребенок ориентируется не исключительно на результат, но и на намерение взрослого. В своем эксперименте мы заостряем возможность выбора для ребенка, противопоставляя намеренное и результативное поведение взрослого. Мы обнаружили, что дети 17-20 месячного возраста предпочитают повторять действие, которое взрослый выполнил намеренно (пусть даже он и не достиг при этом интересного результата), а не случайно (хотя в данном случае это действие и завершилось интересным результатом). При этом, возможность ориентироваться на намерение развивается у ребенка с возрастом, так как у 12-16-месячных испытуемых подобной склонности не наблюдается. В статье обсуждается сходство и различия полученного феномена с классическими данными по эффекту чрезмерного подражания и возрастным границам его проявления.

Добавлено: 15 декабря 2014
Статья
Тихонов Р. В., Андриянова Н. Российский журнал когнитивной науки. 2018. Т. 5. № 2. С. 57-63.

Семинар по имплицитному научению (Implicit Learning Seminar) — это международное мероприятие, которое ежегодно объединяет исследователей, изучающих неосознаваемые когнитивные процессы. В семинаре регулярно участвуют такие известные фигуры в области, как Аксель Клирманс (Axel Cleeremans), Золтан Динес (Zoltan Dienes), Элизабет Норман (Elisabeth Norman) и другие. Неформальная атмосфера, узкая тематика и небольшое количество участников способствуют обсуждению вопросов, выходящих за пределы того, что обычно представлено в научных статьях. Особое внимание уделяется обсуждению не только теоретических и эмпирических работ, но и проблем организационно-методического характера, а также результатов «неудавшихся» экспериментов. В статье описана семилетняя история семинара, а также дан краткий обзор докладов, представленных в 2018 году в городе Клуж-Напока, Румыния.

Добавлено: 19 февраля 2019
Статья
Фаликман М. В., Федорова О., Шварц А. Ю. Российский журнал когнитивной науки. 2014. Т. 1. № 3. С. 60-65.
В обзоре представлен рассказ об очередной международной конференции по когнитивной науке, про- водимой раз в два года в разных городах России. Освещаются история конференции, основные проблемы и направ- ления ее работы, устные и стендовые секции, а также междисциплинарные тематические воркшопы, которым был отведен заключительный день конференции.
Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Котов А. А., Гордиенко Е., Власова Е. Ф. и др. Российский журнал когнитивной науки. 2017. Т. 4. № 2-3. С. 27-38.

Целью исследования было сравнение выполнения задания на эффект ориентации объекта на планше- тах у взрослых и детей. В таком задании испытуемого просят оценивать расположение предметов — их изображе- ния на экране предъявлены в нормальной ориентации или перевернуты. Испытуемый дает ответ, нажимая на экран пальцем левой или правой руки. Эффект ориентации объекта выражается в ускорении моторного ответа при про- странственной совместимости функциональной части изображенного предмета и руки, используемой для ответа. При предъявлении задания на мониторе компьютера область восприятия изображения и область моторного ответа пространственно разделены, в то время как при выполнении задания на планшете они становятся общими, что имеет значение для объяснения исследуемых эффектов в русле теорий воплощенного познания. У взрослых испы- туемых, выполнявших задание на планшете, эффект ориентации объекта первоначально был обнаружен только на предметах с одной функциональной частью (ручка). В случае изображений предметов с двумя частями (ручка и носик) тот же эффект был выражен по отношению к другой функциональной части (носику), задающей простран- ственную направленность общей форме объекта. Данные результаты обсуждаются в связи с изменением структуры зрительного поля и его соотношения с моторикой при предъявлении задания на планшете. У детей эффект ориента- ции объекта обнаружить не удалось.

Добавлено: 14 февраля 2018