• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 42 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Mohammed A. The Russian Journal of Cognitive Science. 2019. Vol. 6. No. 3. P. 31-42.

Управляющими функциями (УФ) являются когнитивные процессы относительно высокого уровня, задействованные в целенаправленном поведении. Предполагается, что эти функции работают по-разному в зависимости от типа стимулов (неаффективные или аффективные). Хотя существует много исследований, использующих методики на УФ с аффективными и неаффективными стимулами, их результаты не позволяют прямо сравнить данные, полученные с помощью методик этих двух типов. В настоящем исследовании для решения этой проблемы представляется новая батарея когнитивных задач, использующих неаффективные и аффективные стимулы. Для измерения трех основных УФ — обновления, торможения и переключения — использовались задача «n шагов назад», задача Струпа и задача «буква-цифра». Также были разработаны новые, аффективные, версии этих классических задач. Восемьдесят четыре испытуемых выполняли сначала нейтральную, а потом аффективную версию каждой задачи. Получены значимые положительные корреляции между нейтральной и аффективной версиями задач на обновление и переключение, но не между нейтральной и аффективной версиями задачи на торможение. Не выявлено значимых различий в показателях обновления, цены торможения и цены переключения в нейтральной и аффективной версиях. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы расширить применимость предложенного нового подхода к измерению УФ в контексте взаимодействия между эмоциональными и познавательными процессами.  

Добавлено: 30 июня 2020
Статья
Buivolova O., Bastiaanse R., Dragoy O. et al. The Russian Journal of Cognitive Science. 2020. Vol. 7. No. 3. P. 45-67.

. «Афазия: быстрая верификация» (АБВ) — это адаптированный для русского языка скрининговый тест, который позволяет медицинскому персоналу неврологического отделения оценить наличие речевых нарушений у пациентов в первые дни после инсульта. Мы провели два исследования, направленные на определение соответствия теста АБВ современным психометрическим стандартам. В исследовании 1 докладываются результаты стандартизации теста в группе людей с хроническими речевыми нарушениями (N=80) и в когорте неврологически здоровых носителей русского языка (N=120). В исследовании 2 представлены результаты валидизации в группе людей в остром постинсультном периоде как с наличием речевых нарушений, так и без них. Результаты исследования показали, что скрининговый тест АБВ является валидным инструментом, который может быть использован для скрининга речевых нарушений в остром периоде инсульта.

Добавлено: 11 февраля 2021
Статья
Stepanov A., Shvarts A., Chumachenko D. The Russian Journal of Cognitive Science. 2018. Vol. 5. No. 3. P. 4-17.
Добавлено: 22 апреля 2020
Статья
Kozlov Dmitrii, Petseva O. The Russian Journal of Cognitive Science. 2019. Vol. 6. No. 3. P. 14-22.
Добавлено: 28 сентября 2020
Статья
Chrabaszcz A., Dragoy O. The Russian Journal of Cognitive Science. 2017. Vol. 4. No. 4. P. 14-21.
Добавлено: 9 октября 2018
Статья
Soloukhina O., Ivanova M., Akinina Y. et al. The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2. No. 2-3. P. 14-21.

В настоящий момент существует большая потребность в современном русскоязычном стандартизированном тесте для оценки речевой деятельности при афазии. Нашей группой ведется работа по созданию Русского афазиологического теста (РАТ). В рамках данной работы с учетом современных моделей языковой обработки и принципов психометрики разрабатывались субтесты на понимание отдельных слов: существительных и глаголов. В задании испытуемым необходимо было сопоставить услышанное слово с одним из четырех рисунков. Субтесты были нормированы в группе пациентов с афазией (n = 45) и в контрольной группе (n = 30), что позволило отобрать по 30 итоговых диагностичных проб. В результате работы были созданы психолингвистически обоснованные и нормированные субтесты для оценки понимания существительных и глаголов, которые сопоставимы по психометрическим параметрам и чувствительны к речевым нарушениям при беглой и небеглой формах афазии.

Добавлено: 6 июня 2016
Статья
Лунякова Е. Г., Гани-Заде Дж. С. The Russian Journal of Cognitive Science. 2019. Vol. 6. No. 3. P. 6-13.
Добавлено: 10 декабря 2020
Статья
Nikiforova A., Lopukhina A., Malyutina S. et al. The Russian Journal of Cognitive Science. 2019. Vol. 6. No. 2. P. 25-32.

Современные теории понимания предложений различают синтаксически мотивированную алгорит- мическую обработку и поверхностную обработку. Стратегия поверхностной обработки речи позволяет человеку опираться на лексико-семантические эвристики и языковой опыт и таким образом экономить усилия при воспри- ятии речи. В отличие от алгоритмической обработки, такая стратегия может приводить к некорректной интер- претации предложения. Настоящее исследование выявляет, как подростки и взрослые используют стратегию поверхностной обработки и как шум голосов влияет на степень опоры на поверхностную обработку. В экспери- менте с использованием методики чтения с саморегуляцией скорости приняли участие группа подростков 13–17 лет и группа молодых взрослых 20–40 лет. Испытуемые читали предложения, некоторые из которых провоциро- вали поверхностную интерпретацию, и отвечали на вопросы об их содержании; при этом половина эксперимента проходила в тишине, а половина — с предъявлением шума голосов. Результаты показали, что подростки в меньшей степени опираются на поверхностную обработку, чем взрослые. Кроме этого было обнаружено, что шум голосов не влияет на скорость чтения ни у подростков, ни у взрослых, однако провоцирует подростков отвечать на вопросы быстрее.

Добавлено: 19 января 2020
Статья
Litvinova L. D., Roza M. Vlasova, Sinitsyn V. E. et al. The Russian Journal of Cognitive Science. 2016. Vol. 3. No. 3. P. 5-42.

Существующие нейрофизиологические исследования механизмов когнитивной регуляции эмоций показывают, что если человек одновременно с восприятием эмоционально окрашенных стимулов выполняет какую-либо когнитивную задачу, то активация в его миндалевидном теле снижается. Как правило, при этом рассматриваются ситуации, в которых когнитивная задача служит отвлечению внимания от эмоционально нагруженных объектов или же когда она непосредственно касается эмоционального содержания, например при категоризации вызываемой эмоции. В данном фМРТ-исследовании мы изучали, каким образом на прирост BOLD-сигнала в миндалевидном теле, вызванный просмотром эмоционально окрашенных изображений, может влиять мнемическая задача, которая подразумевает привлечение внимания к эмоциональным стимулам и не касается напрямую их эмоционального содержания. Сорок четыре человека были разделены на две группы. Во время сканирования испытуемые из контрольной группы пассивно просматривали эмоционально окрашенные (эротика и увечья) и нейтральные изображения, отобранные из Международной базы эмоциональных изображений (IAPS). В экспериментальной группе испытуемых просили запоминать предъявленные изображения с последующим тестом на узнавание. Анализ прироста BOLD-сигнала по зонам интереса показал, что в обеих группах наблюдалась асимметрия активации в миндалевидном теле, вызванной просмотром изображений. При пассивном просмотре выявлен более значительный прирост BOLD-сигнала в левом миндалевидном теле, а под влиянием мнемической задачи латерализация смещалась вправо. Анализ данных по контрольным зонам интереса также позволил зафиксировать эффекты «глухоты по невниманию» в слуховой коре и функциональной асимметрии в зрительной коре. Полученные результаты объясняются в контексте функциональных связей миндалевидного тела с областями первичной сенсорной и префронтальной коры головного мозга.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Жердева М. П., Kotova T., Kotov A. A. The Russian Journal of Cognitive Science. 2019. Vol. 6. No. 3. P. 30-37.

Какова связь между лексиконом человека и процессом познания? Многочисленные исследования показывают, что названия объектов ускоряют категориальное научение. В нашем предыдущем исследовании мы показали, что наличие названий для местоположения признаков объекта тоже помогает научению новым правилам категоризации. В настоящем эксперименте мы оценили выраженность данного эффекта в онтогенезе, сравнив формирование новых понятий у детей 7 и 9 лет. Испытуемые учились различать два вида инопланетян по знакам на их ноге. Мы варьировали местоположения знаков на силуэтном изображении ноги. В условии с высокой называемостью местоположения знаки располагались на тех частях ноги, для которых есть общепринятые названия (например, «пятка»). В условии с низкой называемостью — на тех, для которых используются редкоупотребляемые названия (например, «ахилл»). Формируемое правило требовало нахождения связи места знака и его изображения. В результате мы обнаружили, что только девятилетние испытуемые успешнее формировали понятие в условии с высокой называемостью местоположения, чем с низкой. Испытуемые в возрасте семи лет, несмотря на такое же успешное научение, не различались относительно легкости называния местоположений. Данные результаты обсуждаются в связи с развитием способности к формированию лексических категорий в ходе онтогенеза.

Добавлено: 10 декабря 2020
Статья
Karpychev V., Bolgina T., Malyutina S. et al. The Russian Journal of Cognitive Science. 2020. Vol. 7. No. 3. P. 68-77.
Добавлено: 12 января 2021
Статья
Kotov A. A., Kotova T. N., Vlasosova E. F. The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2-3. P. 36-52.

Since pre-school age, children rely on contextual information while generalizing information about new objects. It is still uncertain what underlies this inductive selectivity; whether it is associative learning, which depends on the numbers of features that an object has, or conceptual learning, which depends on the features’ content. In the first experiment, we varied the contextual information and found that 4-5-year-olds rely more on contextual features of the object (shape and colour of the background), but not on spatial ones (location). In the second experiment we varied the combination of context features and showed that, given a lack of information about an object (shape only), children rely on contextual spatial features more than on the object’s features. Moreover, they prefer not to rely on contextual information at all if the object’s information was modified (same shape but different colour). Together, these results indicate the dependence of inductive selectivity on conceptual learning, not only associative learning.

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Dragoy O., Chrabaszcz A., Tolkacheva V. et al. The Russian Journal of Cognitive Science. 2016. Vol. 3. No. 4. P. 4-25.

Интраоперационное функциональное картирование головного мозга с помощью электрической стимуляции становится золотым стандартом нейрохирургического лечения, призванным снизить вероятность необратимого постоперационного функционального дефицита у пациентов с опухолью головного мозга, находящейся в функционально значимых зонах или прилегающей к ним. Так как способность говорить и понимать окружающих имеет огромное значение в жизни любого человека, речь является одной из наиболее часто картируемых функций. Однако стандартизированные лингвистические протоколы, пригодные для интраоперационного использования, до сих пор остаются немногочисленными. В настоящем исследовании мы представляем первый русскоязычный стандартизированный тест на называние для интраоперационного картирования порождения существительных и глаголов во время нейрохирургических операций с пробуждением. При разработке теста мы опирались на имеющиеся современные (психо)лингвистические знания, а также учитывали методические требования к тесту, связанные с проведением электростимуляции. Данный тест был клинически апробирован на выборке из 23 пациентов, которым была показана краниотомия в сознании. Результаты использования теста во время операции на фоне электростимуляции мозга показали, что тест является пригодным для интраоперационного картирования речевых зон как в кортикальных, так и в субкортикальных структурах. Проведенное во время операции тестирование позволило удалить обширные участки опухоли, при этом сохранив способность к пониманию и порождению речи у большинства протестированных пациентов. Все материалы и протоколы для тестирования находятся в свободном доступе онлайн.

Добавлено: 10 апреля 2019
Статья
Lyusin D. The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2. No. 2-3. P. 66-69.
Добавлено: 11 октября 2015
Статья
Arsalidou M. The Russian Journal of Cognitive Science. 2019. Vol. 6. No. 2. P. 44-55.

Существует множество теорий, предлагающих объяснение механизмов познавательных процессов у взрослых. Несколько меньшее число теорий призваны объяснить, как эти когнитивные механизмы изменяются в ходе развития, и лишь немногие направлены на то, чтобы соотнести механизмы когнитивного развития с работой мозга. Одной из таких теорий является теория конструктивных операторов. В данном обзоре мы рассматриваем основные положения этой теории, а также ее возможности по построению количественных предсказаний относительно развития базовых когнитивных способностей на примере емкости ментального внимания. В частности, модель эндогенного ментального внимания описывает общий когнитивный ресурс, емкость которого возрастает на протяжении детства и подросткового периода и представляет собой фундаментальный фактор, который вносит вклад в индивидуальные различия в познавательных способностях. Емкость ментального внимания увеличивается по мере развития префронтальных областей головного мозга. Мы приведем примеры использования метода метасубъектного анализа задачи — современного метода для оценки требований задачи к емкости ментального внимания. В целом теория конструктивных операторов, в том числе представления о соотношении операторов с нейроанатомическими структурами, а также основанные на этой теории измерительные методы и метод метасубъектного анализа задачи будут полезны для психологов, а также специалистов в области образования и нейронауки, интересующих различными аспектами когнитивного развития. 

Добавлено: 4 сентября 2020
Статья
Zyryanov A., Zelenkova V., Malyutina S. et al. The Russian Journal of Cognitive Science. 2019. Vol. 6. No. 1. P. 25-37.
Добавлено: 30 октября 2019
Статья
Roza M. Vlasova, Valentin E. S., Ekaterina V. P. The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2. No. 1. P. 24-40.

Как правило, актуализация низкочастотных слов происходит медленнее, чем высокочастотных. Ней- ролингвистические исследования выявили ряд структур головного мозга, активация которых коррелирует с частот- ностью слова при его актуализации. На материале русского языка до сих пор было выполнено только одно фМРТ- исследование частотности слова (Малютина и др., 2012), результаты которого в значительной степени не согласуются с данными, полученными на материале других языков. Однако в работе на материале русского языка использовалась задача называния вслух действий, изображенных на рисунке (то есть актуализация глаголов), а для других языков использовались задания, направленные на актуализацию существительных. Для того чтобы выявить, какую при- роду имеют причины такой несогласованности результатов: методическую или кросс-лингвистическую, мы про- вели фМРТ-исследование мозговых коррелятов частотности слова на материале русского языка, использовав задачу называния про себя предметов, изображенных на картинках. Мы обнаружили существенным образом сходный пат- терн активации головного мозга при актуализации как низкочастотных, так и высокочастотных слов. Данный пат- терн типичен для задачи называния предметов по рисункам и был ранее получен на многих языках. Более активными при актуализации низкочастотных слов по сравнению с высокочастотными оказались структуры мозга, связанные с речевыми процессами (нижняя лобная извилина билатерально, таламус и инсула в левом полушарии), зрительным восприятием (веретеновидная извилина, нижняя и средняя затылочные извилины билатерально) и когнитивным и моторным контролем (дополнительная моторная кора и поясная извилина в правом полушарии). Поясная изви- лина правого полушария оказалась единственной структурой, в которой по сравнению с контрольным условием наблюдалась активация при актуализации низкочастотных, но не высокочастотных слов. В то же время мы не обна- ружили зон мозга, активировавшихся в большей степени при актуализации высокочастотных слов по сравнению с низкочастотными. Полученные результаты в целом хорошо согласуются с данными нейролингвистической лите- ратуры по английскому, немецкому и китайскому языкам, в связи с этим можно предположить, что отличия пре- дыдущих данных, полученных на материале русского языка, связаны скорее со взаимодействием таких факторов, как часть речи (глагол или существительное), и частотность слова в мозговых механизмах актуализации слова, чем с кросс-лингвистическими различиями. 

Добавлено: 5 апреля 2015
Статья
Kotova T. N., Yudina T. O., Kotov A. A. The Russian Journal of Cognitive Science. 2014. Vol. 1. No. 1-2. P. 39-47.

In the second year of life, infants are actively interested in objects used by adults, despite the number of experienced  difficulties in  achieving their goals while handling these objects. What causes the  child attempt to handle an  object for  a  designated purpose while watching the  adult? One of  the evident explanations concerns the  effectiveness of  the adult’s  behavior and the child’s desire to achieve the same result. However, multiple studies have shown that a child is guided not  exclusively by the hoped-for result, but also by the adult’s intention. In our study, we verified the reason guiding a child’s  choice in  an ambiguous condition modeled by  situations which contrast intentional and effective adult behavior. We  discovered that infants between 17 and 20 months old preferred to copy an adult’s intentional action even if this action did  not result in positive outcome, but did not copy an adult’s accidental action, even if the action ended up with an attractive  result. However, the child’s tendency to follow the adult’s intention develops during the process of growing, as no similar  pattern is observed in children between 12 and 16 months old. Here we also discuss this phenomenon in terms of its relation  to the existing data on the overimitation effect and the age range of its manifestation. The current study provides a view  of social learning development which is an alternative to the traditional view which treats social learning only as an increase  in the complexity of acquired actions with age. Our results suggest that what changes with development is that actions learned  and demonstrated by the child become more and more relevant to planning and control of behavior.

Добавлено: 12 октября 2014
Статья
Kotov A. A., Котова Т. Н. The Russian Journal of Cognitive Science. 2018. Vol. 5. No. 3. P. 56-67.
Добавлено: 14 октября 2019
Статья
Kotova T. N., Kotov A. A. The Russian Journal of Cognitive Science. 2015. Vol. 2. No. 4. P. 4-11.
Добавлено: 20 января 2016
Статья
Blazhenkova O., Pechenkova E. The Russian Journal of Cognitive Science. 2019. Vol. 6. No. 4. P. 50-64.
Добавлено: 28 марта 2021
1 2