• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Научно-исследовательский семинар – опыт ввода студентов в мир научного исследования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)

Вопросы правоведения. 2017. № 4(42). С. 17-33.

Настоящая статья основана на накопленном автором опыте проведения научно-исследовательских семинаров для студентов, обучающихся на факультете права в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), а также анализе нормативных правовых актов, регулирующих условия и порядок проведения научно-исследовательских семинаров в различных учебных учреждениях, в том числе Концепции научно-исследовательского семинара для данного направления, методических рекомендаций по проведению научно-исследовательского семинара, а также публикаций других авторов, посвященных этой тематике. Вне зависимости от темы все НИС имеют для обучающихся четыре главные цели: выработать компетенции и навыки исследовательской деятельности; развить способности публичных выступлений; на основе результатов проведенного анализа сформировать у каждого участника концепцию исследуемой темы,
содержащую элементы практической, научной и (или) методологической новизны; сформулированная концепция должна найти свое логическое завершение в исследовательской работе, отличающейся самостоятельностью, внутренним единством, взаимосвязанностью целей и задач, методологии и структуры. Рассмотрены основные этапы организации занятий. В частности, отмечается, что прежде чем формулировать и достигать цели НИС важно установить личный контакт с каждым участником семинара и создать комфортные условия для делового общения. Затем, учитывая интерес обучающегося к определенной теме, формируется комплексная методика анализа источников и обретаются навыки использования полученных
результатов по теме исследования, обосновывается ее актуальность, теоретическая ценность и практическая значимость, которые в своей совокупности помогают каждому участнику НИС составить первоначальный
план исследовательской работы, а также разработать инструментальный механизм его реализации. В процессе обсуждения полученных результатов обучающиеся приобретают навыки вести публичные дискуссии и защищать собственные выводы, аргументировать разработанные предложения и рекомендации, которые в итоге образуют содержание исследовательской работы.