?
Алкоголизация как условие регрессии при научении и при просоциальном поведении // Вопросы психологии. 2017. №3. С. 80-91.
Несмотря на долгую историю использования представления о регрессии, ее проявле- ния, механизмы остаются малоизученными, специальные экспериментальные иссле- дования единичны, а мнения о ее значении – весьма противоречивы. Цель настоящего экспериментально-теоретического исследования состояла в том, чтобы выявить, какие закономерности динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежат в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявляемых при, казалось бы, весьма разнородных состояниях и воздействиях (таких как стресс, разнообразные заболевания, сильные эмоции, введение алкоголя). В статье рассматривается понятие регрессии, в том числе с позиций системно-эволюционного подхода, а также приводятся ее возможные мозговые и нейрогенетические механизмы. Нами экспериментально показано, что при остром введении алкоголя происходит регрессия, в основе которой лежит обратимая дедифференциация: относительное увеличение представленности в актуализированном опыте низкодифференцированных систем. В экспериментальных ситуациях научения у животных наблюдалось снижение активации нейронов систем первого – питьевого – на- выка при формировании второго – пищевого – навыка. Для выявления у человека влия- ния алкоголя на общий паттерн моральных суждений была проанализирована динамика индекса моральной допустимости гибели одного для спасения многих. Сложность ор- ганизации поведения под действием алкоголя достоверно понижается; при этом обна- руживается уменьшение межиндивидуальных различий просоциального поведения лю- дей. Полученные данные демонстрируют, что под воздействием алкоголя люди начинают оценивать социально значимые действия более сходно. На наш взгляд, эти результаты соответствуют представлениям о действии алкоголя как «дедифференциатора», вызы- вающего регрессию. Общность обнаруженных эффектов может быть связана с общим механизмом – обратимой дедифференциацией, которая обусловливает подавление акту- ализации ряда систем (следовательно, активности многих нейронов), причем наиболее дифференцированных, «сложных» систем. Возможно, данное уменьшение сложности свя- зано с ускоренным обучением, а также с тем, что организация поведения людей становит- ся более сходной в указанных ситуациях.