• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Факторы, влияющие на структуру капитала российских компаний

Экономика и управление. 2016. № 5(127). С. 48-52.
Леевик Ю. С., Наседкина А. С.

Цель. Определить взаимосвязи между финансовыми показателями и структурой капитала российских компаний.

Задачи. Проанализировать становление традиционных и современных теорий структуры капитала на развитых и развивающихся рынках; выявить внутрифирменные и внешние факторы формирования структуры капитала, специфичные для развивающихся рынков, в том числе для рынка России; построить статистические модели, релевантные поставленной цели и интерпретировать полученные результаты.

Методология. В рамках проведенного исследования были выдвинуты гипотезы о существовании взаимосвязи между финансовыми показателями и структурой капитала, которые были проверены на данных российских компаний на протяжении трехлетнего периода времени (2010-2012 гг.). Для данного исследования была сформирована выборка, состоящая из 432 фирма-лет. Были проведены тесты Вальда, Бреуша-Пагана и Хаусмана, обосновавшие выбор линейных моделей регрессии с шестью факторными переменными.

Результаты. Российские компании характеризуются низкой долей долгосрочного финансирования в структуре капитала, краткосрочные обязательства превышают долгосрочные. Уровень концентрации собственности оказывает влияние лишь на формирование общего уровня долга, при этом его влияние несущественно по сравнению с другими факторами модели. В данном исследовании впервые была использована количественная, а не бинарная переменная, характеризующая структуру собственности. Эмпирически была доказана значимая прямая связь между уровнем общего долга и уровнем концентрации собственности, однако коэффициент корреляции говорит о слабой взаимосвязи этих переменных.

Выводы. Компании на российском рынке склонны придерживаться теории иерархии при выборе источников финансирования, на этапе зарождения используют больше заемного финансирования и имеют долговую нагрузку в среднем на 3,5-6,5% выше, чем в прочие периоды своей деятельности. Не существует универсальных критериев формирования структуры капитала, подход к каждой исследуемой компании должен быть индивидуальным и учитывать присущие только ей внутренние и внешние факторы