?
Русский "страх влияния": формальная школа между исторической поэтикой и компаративизмом
Данная статья посвящена поискам истоков этого сознательного дистанцирования формалистов от компаративных подходов, включая полемику с концепцией всеобщего литературоведения Александра Веселовского, к которой на раннем этапе члены Опояза относились вполне нейтрально. Однако в 1920-е годы в международной гуманитарной мысли начала преобладать идея «нациецентричности» – объяснения особенностей политического и культурного развития внутренней динамикой развития нации и национальной культуры. В преимущественном внимании опоязовцев как теоретиков литературы к закономерностям своей, отдельно взятой словесности – вне международных и межкультурных связей и влияний – можно видеть отражение этого процесса. При этом, интересуясь главным образом своей, местной литературной традицией, в науке о литературе они не склонны были считать свой путь продолжением прежних отечественных филологических школ и течений.