• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Различительная способность концептуальных карт для оценки уровня компетенции

Вопросы образования. 2017. № 4. С. 150-170.
Тюменева Ю. А., Капуза А. В., Вергелес К. П.

В предыдущих исследованиях показана эффективность концептуальных карт (КК) для оценки структуры знаний, однако такая оценка, как правило, развивалась в рамках формирующего подхода к оцениванию для отслеживания индивидуального прогресса. Не выделялись и не проверялись формальные индикаторы карт, их чувствительных к уровню развития компетентности в той или иной области знания, что могло бы полезным диагностическим свойством КК и для стандартизированного оценивания. Обобщая данные о структуре знания специалистов с разным уровнем компетентности (экспертов и новичков) мы теоретически задаем такие индикаторы и предпринимаем первую попытку проверить их различительную способность на контрастных группах. Для этой цели мы используем смешанный подход, который позволяет учесть многомерность индивидуальных карт и, одновременно, выделить межгрупповые их различия, поддающиеся количественному анализу. После стандартизированной инструкции и короткого обучения КК были индивидуально построены новичками (n=9) и экспертами (n=4) в области анализа данных.  Формальные индикаторы основывались на интерпретации КК как графа. Результаты показали, что теоретически выделенные формальные индикаторы КК (обобщенность используемых понятий, связанность структуры, доля единичных и комплексных понятий) действительно показали свою различающую способность. Помимо этого, мы идентифицировали несколько содержательных параметров КК (наличие ключевых понятий, ошибочные связи и процедурный/концептуальный характер знаний), которые также различались в контрастных группах.  Результаты выглядят обнадеживающе с точки зрения измерения уровня развития компетентности с помощью КК, хотя гомогенная выборка накладывает ограничения на обобщаемость полученных результатов.