• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Здесь вам не равнина, здесь климат иной…»: Образ гор в западном эзотеризме конца XIX – первой половины XX в.

Вопросы философии. 2017. № 9. С. 131-140.

«Горы учат безмолвию» – эти слова из работы «Размышления на вершинах» Юлиу- са Эволы подчеркивают особое место, которое горы занимали в эзотеризме. Ю. Эвола, А. Кроули, О. Ран были страстными альпинистами и видели в покорении гор аналог внутренней духовной работы. Для различных течений теософии горы стали местом обитания загадочных «духовных учителей» (Е. Блаватская – Гималаи; Н. Рерих – Ал- тайские горы). Для писателя Э. Блэквуда Кавказские горы – место духовного переро- ждения. Популярность гор в эзотеризме рубежа XIX–XX вв. имеет различные объяс- нения, например: для европейцев этой эпохи высокие недоступные горы представляли собой границы возможного мира, места, куда еще не добрался цивилизованный чело- век, поэтому именно там возможно пребывание тайны. Неслучайно после покорения Эвереста в 1953 г. столь популярными становятся истории о космических пришельцах: граница экзотичного смещается за пределы земли. Отношение к горам обусловлено и их важной ролью в традиционных религиозных учениях, где подъем на горы воспри- нимался как метафора духовного восхождения.