• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Отношения с инвесторами (Investor Relations): международный контекст, российская практика

Корпоративные финансы. 2017. Т. 11. № 2. С. 81-95.

Статья посвящена вопросам формирования особой сферы корпоративных коммуникаций - отношений с инвесторами (investor relations, IR) в мировой и российской практике. Обсуждаются особенности формирования предметного поля и организации профессиональной деятельности в области IR, ее задачи и функции, модели взаимодействия компаний с инвестиционным сообществом. Рассмотрены особенности институциализации профессиональной деятельности и современное состояние IR в России по сравнению с другими странами. В первой части статьи дается обзор особенностей и основных этапов развития отношений с инвесторами в зарубежных компаниях; обсуждаются практики организации IR в бизнесе, основные направления и результаты академических исследований в этой области. Вторая часть статьи посвящена российскому дискурсу отношений с инвесторами: обсуждаются проблемы организации профессиональной деятельности, образования и академических публикаций в области IR в нашей стране; обобщаются данные о структуре и содержании информации, представляемой службами IR крупнейших российских компаний. Информационной базой эмпирической части исследования служат Интернет-сайты первых ста крупнейших по объему реализации продукции за 2014 год российских компаний, входящих в рейтинг RAEX-600. В работе показано, что: (1) профессиональное сообщество специалистов в области IR в России находится в стадии формирования, хотя институциональная основа его функционирования (профессиональные ассоциация и журнал, а также ряд специальных дисциплин в образовательных программах ведущих московских вузов) уже созданы; (2) интерес к академическим исследованиям за период 2003-2015 гг. вырос весьма незначительно, а в публикационной динамике выявлено влияние финансового кризиса 2008-2009 гг.; (3) практики представления информации для инвесторов на сайтах российских компаний не стандартизированы, наблюдаются заметные различия в структуре и объеме представляемой информации; (4) содержание информации, предназначенной инвесторам крупнейших российских компаний на их сайтах, в целом соответствует мировой практике IR.