• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Кочующая» топонимика: транспортная система как движущая сила названий в Москве

Глазков К. П., Гнилорыбов П. А.

В статье описывается участие общественных транспортных систем в конструировании топонимического устройства Москвы. Транзитная природа транспортных систем делает возможным их пребывание в динамичных отношениях с другими объектами, персонами и событиями, тем самым создавая постоянно меняющиеся местования памяти, закрепленные на практическом уровне в перемещениях горожан. Для Москвы роль одного из стержневых элементов образа выполняет схема метрополитена, которая позволяет в общих чертах описать, как устроен город, где находится тот или иной район. Гипотеза исследования заключается в том, что названия станций метро в меньшей степени сообщают о досоветском ландшафте, где они расположены, чем названия ж/д платформ электропоездов. Чтобы проверить гипотезу, авторы обращаются к истории становления навигационных практик москвичей, а также к оценке доли исторических названий, данных по местности, в обеих транспортных системах. В результате мы получили, что, несмотря на несущественные расхождения в долях исторических названий, названия ж/д платформ гораздо чаще отражают локальные топонимы, чем станции метро. Для метро характерно наводить порядок в разрозненных частях города, пренебрегая порой их содержанием и местоположением. Это позволило схеме метро заменить сам город, который теперь вынужден использовать схему как единственный источник самоописания. Показателен процесс интеграции вновь запущенной МЦК в сложившуюся транспортную схему метро, когда старая ж/д дорога вынуждена вписываться в «привычный» образ города с правильной окружностью Кольцевой линии и асимметрией в пользу центральной части города. В процессе создания обновленной схемы «неказистость» нового кольца уступает каноническому образу, вместе с тем привнося новые искажения и старые названия. Вместе с тем мы отмечаем, что топонимическое устройство Москвы вынуждено отражать не столько локальные названия, а сколько направления к тем городам и странам, которые составляют часть необъятного имперского пространства.