• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Я алгеброй гармонию проверил…»: религиоведение, эзотеризм и дискурс в творчестве Коку фон Штукрада

Религиоведение. 2017. № 1. С. 80-89.

В статье на примере творчества одного из ведущих современных религиоведов К. Штукрада анализируется проблематика включения пострукту- ралистской философии в методологию современного религиоведения. Труды Штукрада с самого начала были подчёркнуто междисциплинарны: он исследовал шаманизм, астрологию, западный эзотеризм, проблему связи науки и религии, применял концепции М. Фуко, Р. Рорти, П. Бурдье, Б. Латура, Э. Фишер-Лихте, Б. Гладигова, У.Дж.Т. Митчелла. Такая методологическая открытость делает его теорию лучшей иллюстрацией как плюсов, так и минусов междисципли- нарности в религиоведении. По мнению некоторых исследователей, Штукрад – один из немногих, кому удалось эффективно применить методологию дискурс-анализа в религиовед- ческих исследованиях. Штукрад прошёл путь от эссенциализма школы А. Февра к постструктура- лизму в духе Фуко. Общее направление его последних трудов следует логике конструкционистской формы дискурс-анализа. Из теории Штукрада можно вывести следующие положения. Во-первых, популярное в современном религиоведении деление на этический и эмический уровни описания не работает, границы между учёным и тем, что он изучает, между религиоведением и религией, посто- янно изменяются. Во-вторых, любое исследование есть в то же время процесс созидания того, что ис- следуется, следовательно, религиовед создаёт современный ему дискурс «религии», а религиоведение самого религиоведа определяется его личными убеждениями. В-третьих, заменив религию на дискурс «религии», Штукрад нивелирует сам предмет религиоведческого исследования.