?
Содержание и смысл поэмы М. Цветаевой "Перекоп"
Статья посвящена малоизученному тексту М. Цветаевой – поэме «Перекоп». Написанный (по свидетельству самой Цветаевой) «с опорой» на дневниковую прозу С. Эфрона «Записки Добровольца», «Перекоп» часто ошибочно понимается как апология Белого движения. С этой точки зрения поэма повторяет темы ранних стихотворений Цветаевой из цикла «Лебединый стан». В статье предпринята попытка последовательного чтения поэмы и предложено иное понимание ее смысла и содержания. «Перекоп» рассматривается в категории интертекстуальности, оппозиций поэзия-проза (в сопоставлении с «Записками Добровольца»), монолог-диалог, лирика-нарратив. На основе анализа формируется концепция поэтического нарратива – повествования, в котором присутствует событийность особого рода. В отличие от «классического» нарратива (В. Шмид) здесь непредсказуемость заменяется на прогнозируемость события (до фабульного уровня событие происходит на уровне лингвистическом, и текст выступает как иконический знак). Смысл «Перекопа» не обусловливается биографическим, историческим, политическим контекстами, а воплощает центральную для поздней Цветаевой тему совести и личной ответственности за другого человека (развертывание метафоры «голос совести»).