• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Роль рабочей памяти в возникновении эффекта «пропусков при продолжении поиска»

Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 126-134.
Горбунова Е. С., Волченкова Е. А.

В работе изучалась роль рабочей памяти в возникновении эффекта «пропусков при продолжении поиска». Данный эффект представляет собой пропуск второго целевого стимула после успешного обнаружения первого целевого стимула в задаче зрительного поиска. Одна из теорий данного эффекта связывает пропуск второго целевого стимула с тем, что уже найденный первый целевой стимул истощает ресурсы рабочей памяти и тем самым мешает продолжению поиска. В нашем эксперименте была использована стандартная задача на рабочую память: запоминание одной цифры (условие низкой загрузки рабочей памяти) либо шести цифр (условие высокой загрузки рабочей памяти) с последующим отчетом. В качестве задачи на зрительный поиск была использована задача поиска букв T среди букв L, при этом букв T могло быть две, одна либо не быть вообще. Задача испытуемых в каждой пробе состояла в том, чтобы найти все буквы T, удерживая при этом информацию из задачи с цифрами в рабочей памяти. Было выявлено значимое влияние фактора количества стимулов, однако влияние фактора загрузки рабочей памяти и взаимодействие факторов оказались незначимыми. Таким образом, размер эффекта «пропусков при продолжении поиска» (разница в проценте верных ответов в условии с двумя целевыми стимулами и в условии с одним целевым стимулом) оказывается одинаковым при высокой и низкой загрузке рабочей памяти. Результаты настоящего исследования в сопоставлении с данными, полученными в других экспериментах, дают основания полагать, что эффект «пропусков при продолжении поиска» либо не связан с рабочей памятью, либо связан с другой подсистемой рабочей памяти. Помимо этого, была выявлена связь эффекта «пропусков при продолжении поиска» с количеством стимулов, среди которых производится поиск, т.е. с перцептивной загрузкой системы переработки информации.