• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

От девиации к идентичности: трансформация научных подходов к пониманию глухоты

Нарушение слуха традиционно рассматривается в научных работах как физическое ограничение, являющееся одним из критериев получения чело- веком инвалидности. Тем не менее, современные западные исследователи постепенно отказываются от представления о глухоте как о форме ин- валидности и говорят о формировании нового подхода, выходящего за рамки традиционной и посттрадиционной парадигм инвалидности.

В данной работе автор рассматривает основные научные дискурсы, в ко- торые помещается понятие глухоты в XX–XXI вв., в хронологическом порядке описывает подходы к глухоте, встречающиеся в отечественной и зарубежной литературе, и выделяет три концепции глухоты: медицин- скую, социальную и культурную. Первые две концепции в той или иной мере могут считаться универсальными для всех категорий людей с инва- лидностью. В рамках медицинской концепции глухота анализируется как болезнь или патология, а сами глухие — как девианты. Основными агентами популяризации данного подхода являются медики и педагоги, задача которых заключается в том, чтобы вернуть глухим слух и голос. Социальная концепция объясняет диалектику «глухой / слышащий» не столько характеристиками физического тела, сколько социальным определением пространства. Данная концепция, появившаяся на волне движения людей с инвалидностью (в том числе глухих и слабослышащих) за свои права, подразумевает поиск путей преодоления изоляции и сти- мулирования независимости глухих и слабослышащих, в том числе с по- мощью социологических исследований. Третья выделенная в данной рабо- те концепция глухоты — культурная, появившаяся благодаря признанию лингвистами жестового языка и определяющая глухих как особую куль- турную группу в исторических, культурологических и социологических терминах.