• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Теневое государственное и муниципальное управление

Предметом исследования являются неформальные аспекты управленческой деятельности, продуцирующие общественные выгоды. Цель работы – проанализировать причины существования теневой сферы в государственном и муниципальном управлении и показать, что использование чиновниками личных связей имеет не только отрицательные последствия (которые широко обсуждаются в управленческой, научной и журналистской средах), но и положительные. Неформальное государственное и муниципальное управление в рамках данной работы анализируется с помощью институционального подхода (исследуются неформальные нормы в управленческой деятельности). Базовой предпосылкой является предположение о существовании механизмов, сглаживающих недостатки жесткой вертикально интегрированной структуры публичного управления и последствия одновременно избыточной и пробельной регламентации управленческой деятельности. Подобные механизмы были описаны исследователями применительно к управленческой системе Советского союза.

В качестве эмпирической основы использованы интервью с государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими выборные должности местного самоуправления, работниками профильных предприятий моногородов. Материалы были накоплены в процессе участия в летних школах кафедры Местного самоуправления департамента Государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ и в рамках реализации ряда проектов Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» (2010 – 2014 гг.).

Мы приходим к выводу, что теневое государственное и муниципальное управление необходимо рассматривать не как локальные случаи дисфункций, а как неизбежно существующую систему норм и отношений, дополняющих формальную регламентацию. Наряду с широко известными причинами данного феномена (немобильность управления, одновременная неполнота и избыточность регламентации и пр.) мы уделяем особое внимание проблеме отсутствия организации горизонтального взаимодействия между органами власти, осуществляющими управление на территории, нескоординированности их деятельности.