• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Сопряжение евразийской интеграции и Экономического пояса Шелкового пути: возможности для России

В статье рассматриваются возможности, которые открываются перед Россией в связи с запуском Ки- таем проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Вопреки распространенному мнению,  ЭПШП – это не просто транспортно-логистическая инициатива, имеющая целью обеспечить поставки  китайских товаров в Европу. Это комплексный проект ускоренного развития стран Центральной Азии,  являющийся реакцией Китая на экономико-политические процессы как внутри страны, так и в Азиатско- Тихоокеанском регионе в целом: замедление экономического роста и трансформацию модели социально- экономического развития, дивергенцию уровня доходов, усиление присутствия США в Азии, складывание  новой схемы регионального разделения труда и т.д. В основе ЭПШП лежит желание Китая выстроить устойчивые региональные цепочки добавлен- ной стоимости, перенести трудоемкие и экологически неблагополучные производства за пределы страны,  дать толчок развитию северо-западных провинций, в том числе для поддержки политической стабильно- сти в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а также обеспечить заказами китайские строительные  компании. Транзит товаров выступает лишь второстепенной целью, причем обусловлен он не коммер- ческой привлекательностью сухопутных маршрутов, а желанием диверсифицировать риски экспортных  поставок в условиях обострения военно-политической обстановки на морях.  Совместное заявление России и Китая о сопряжении Евразийского экономического союза и ЭПШП,  подписанное 8 мая 2015 г., снимает вопрос о якобы конкуренции двух форматов сотрудничества в Цен- тральной Азии. ЕАЭС и ЭПШП – взаимодополняющие проекты. Первый имеет целью очертить инсти- туциональные рамки сотрудничества государств региона, а второй способен обеспечить инвестиционные  ресурсы для их развития. Россия может извлечь ряд выгод от участия в реализации проекта ЭПШП. Во-первых, он создаст  возможности для интеграции российской транспортной системы в транспортно-логистическую сеть Ев- разийского региона, тем самым обеспечив дополнительные предпосылки как для транзита и предоставле- ния сопутствующих логистических услуг, так и для выхода на растущие рынки стран региона. Во-вторых,  ЭПШП будет способствовать укреплению промышленной кооперации между соседствующими странами,  создаст возможности для формирования нескольких новых экономических производственных кластеров.  В-третьих, ЕАЭС и ЭПШП могут стать ядром более амбициозного проекта сотрудничества в Большой  Евразии, которая может превратиться в новый центр экономического развития глобального уровня.