• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РЫНОЧНЫХ ОРИЕНТИРОВ

Отечественные записки. 2013. № 4. С. 229-241.

В статье использованы данные трех исследовательских проектов, в том числе Мониторинга экономики образования, который реализуется НИУ «Высшая школа экономики» совместно с Левада-центром при поддержке Минобрнауки России. Согласно социологическим, опросам, население видит в дипломе ключевое условие для выхода на рынок высококвалифицированной рабочей силы: важно обладать таким дипломом, даже если ты не будешь работать по профессии. Высокая доля работников, не работающих по полученной специальности, характерна для рынков труда всех развивающихся стран. Но сложившаяся ситуация отражает также отсутствие эффективной обратной связи между компаниями и вузами, сохраняющийся заметный дисбаланс между закрытой системой высшей школы и не слишком активной средой работодателей. Несмотря на «гонку» за дипломами, по результатам опроса оказалось, что диплома о высшем образовании недостаточно, чтобы убедить работодателя в профессионализме соискателя должности. В частности, большинство работодателей имевших опыт работы с этими выпускниками, не обнаружили существенных различий между выпускниками с традиционным дипломом специалиста, с одной стороны, и магистрами и бакалаврами — с другой. Уровень профессиональной подготовки недавних выпускников вузов, по мнению опрошенных работодателей, оказывается ниже, чем у работников из штата компаний. Социальные, коммуникативные навыки выпускников вузов также получили невысокую оценку. Ключевым фактором, формирующим эти необходимые профессиональные навыки является опыт работы. Вместе с тем значительная часть будущих молодых специалистов, обучающихся сейчас в вузах, вообще не имеет опыта наемной работы.