• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Ценности и доверие как факторы отношения к коррупции

Проблема коррупции привлекает внимание ученых во всем мире и является одной из наиболее острых проблем для России. В 2014 году в соответствии с Индексом восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) Россия заняла 136 место сразу после Нигерии (1 место – минимальное значение коррупции). К настоящему времени довольно хорошо изучены экономические и институциональные факторы, которые могут способствовать коррупции в обществе. Психологические факторы, связанные с лояльным отношение к коррупции исследованы мало. Преимущественно они изучались в поведенческих экспериментах в рамках поведенческой экономики. Одним из важнейших факторов, детерминирующих поведении людей, являются базовые ценности, связанные с поведенческими установками людей. В данном исследовании мы проверили ряд гипотез о влиянии индивидуальных ценностей и доверия (как основы социального капитала общества и социально-психологического капитала личности) на приемлемость коррупции для личности.   

Для оценки приемлемости коррупции для личности была разработана специальная авторская методика. Далее нами было проведено кросс-культурное исследование влияния ценностей и доверия на отношение к коррупции (Россия, n=269; Франция, n=108; Германия, n=101; Латвия, n=178). Выявлен ряд универсальных, повторяющихся в 4-х рассмотренных странах, закономерностей.

Обнаружено, что доверие влияет на отношение к коррупции только как характеристика социально-психологического климата общества, но не влияет на индивидуальном уровне. Ценности личности – Власть-Доминирование, Конформизм-Правила и Универсализм-Забота о других - оказывают статистически значимое влияние на приемлемость коррупции во всех рассмотренных странах. Первая из названных ценностей позитивно связана с приемлемостью коррупции, две другие - негативно