• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Рецензия на книгу А.Н.Таганова "Марсель Пруст в русском литературном сознании (1920-50-е годы)". Иваново: Ивановский государственный университет, 2013. - 208 с.

Вопросы литературы. 2015. № 2. С. 398-401.

В рецензии речь идет о новой книге известного отечественного исследователя творчества Марселя Пруста Александра Николаевича Таганова. В книге автор находит новые траектории исследования рецепции французского писателя XX века в русской культуре. Особый интерес представляют точные сведения о первых переводах и оценках наследия Пруста в советской журналистике на протяжении 1920-х-1950-х годов. Поставив во главу угла методологические проблемы изучения наследия Пруста, А. Таганов делает парадоксальный ход в третьей главе исследования «Гулаговский опыт постижения М. Пруста». Неожиданный отзвук прустовского наследия обнаруживается в творчестве Анны Барковой(1901-1976), которая провела в лагерях более двадцати лет. Обнаруживается он и в оценках Варлама Шаламова, открывшего для себя Пруста во время пребывания в лагере на Колыме. Для своих параллелей А. Таганов находит опоры в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, в частности, в «опыте параллельного чтения» В. Есипова и в книге французского автора К. Бремо об Анне Барковой. По-иному рассматривается влияние Пруста на русское зарубежье в четвертой главе - «М. Пруст и русское зарубежье 1920-30-х годов». Здесь вновь автор находит неожиданный ракурс - контекст религиозной жизни во Франции и в России. Вспоминая участников первой волны эмиграции - В. Яновского, И. Бунина, В. Ходасевича, В. Вейдле, - автор рассуждает об общей утрате религиозных опор.