• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Молодые инженеры: трудовые ценности и профессиональная идентичность

Козина И.М., Виноградова Е.В.

Статья посвящена анализу трудовых ценностей и моделей самоидентификации в социальной среде предприятия, характерных для нового поколения инженеров, работающих в российской промышленности. Проблема исследования обусловлена, с одной стороны, динамичными изменениями в структуре и социальном положении профессиональной группы, с другой – противоречивостью выводов различных исследователей о тенденциях развития ценностных комплексов и установок молодежи. Что приводит молодых специалистов в цеха и конструкторские бюро промышленных предприятий? Что важно для них в профессии и в работе? Чем определяются границы их притязаний в отношении оплаты труда? И наконец как эта группа работников видит себя в социальном пространстве предприятия? Анализ материалов фокус-групп с молодыми специалистами инженерного профиля не дает оснований для поддержания гипотезы о стремлении к максимизации вознаграждения за труд при минимизации рисков и усилий, описываемых как ценностной комплекс «комфортного материализма». Самоидентификация в среде предприятия отражает общий тренд индивидуализации, но отличается от субординационной модели классовой идентичности, характерной для старших поколений.