?
Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия
Леонтьев Д. А., Сучков Д. Д.
Рассматривается процесс постановки и достижения целей, а также их содержание, в структуре факторов психологического благополучия. Представлен обзор ряда западных эмпирических исследований, направленных на изучение данной взаимосвязи, в первую очередь в рамках теории самодетерминации (ТСД). Вводятся понятия внутренних и внешних целей. Показана роль универсальных базовых потребностей в процессе целеполагания. Описывается мини-теория содержания целей. Вводится понятие конкордантности цели в концепции К. Шелдона, как предиктора ее эффективного достижения и фактора субъективного благополучия.
В статье ставится проблема роли трудовой мотивации в российском организационном контексте. Приведены результаты эмпирического исследования на большой выборке (N=4708) сотрудников российской производственной компании, в котором использовался разработанный в рамках теории самодетерминации Опросник профессиональной мотивации (ОПМ), а также ряд индикаторов субъективного благополучия на рабочем месте. Показана структурная, конвергентная и дискриминантная валидность ОПМ. Среди демографических предикторов профессиональной ...
Добавлено: 24 апреля 2013 г.
Sheldon K. M., Осин Е. Н., Гордеева Т. О. и др., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 48.
Добавлено: 23 октября 2015 г.
Background. While the current literature provides valuable insight into how school climate perceptions and student motivation impact academic achievement, research examining the mediating effects of motivation in the linking of innovative educational system, school climate, and achievement is limited. The potential of the El’konin-Davydov system of developmental education as a basis for educational innovation is ...
Добавлено: 23 октября 2018 г.
Дубров Д. И., Казанский педагогический журнал 2016 № 6 С. 184-190
В статье рассматривается связь между составляющими внутрисемейного социального капитала и субъективного благополучия родителей и подростков. Поскольку конструкт «внутрисемейный социальный капитал» является сравнительно новым, в статье представлены данные валидизации методики измерения данного конструкта. Полученные результаты свидетельствуют о наличии связи между внутрисемейным социальным капиталом и субъективном благополучием подростков. Для родителей данная связь наблюдается с учетом уровня доходов. ...
Добавлено: 14 октября 2016 г.
Рассказова Е. И., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2012 № 3 С. 95-107
В статье рассматриваются особенности представлений о качестве жизни в различных науках о человеке (психологии, медицине и здравоохранении, экономике и социологии) и соответствующие им требования к методам диагностики. Дается обзор основных типов диагностических инструментов (популяционные индикаторы и индексы, стандартизированные опросники, индивидуализированные техники), обсуждаются их возможности и ограничения. ...
Добавлено: 7 октября 2013 г.
Павленко К. В., Бочавер А. А., Психологическая наука и образование 2020 Т. 25 № 6 С. 51-62
Представлены материалы исследования, направленного на изучение факторов, влияющих на субъективное благополучие старших школьников. Исследование является поисковым, направленным на формулировку гипотез о влиянии ситуации самоопределения на оценку школьниками своего субъективного благополучия. Результаты представлены в материалах 14 интервью с учащимися 10-х и 11-х классов, содержание которых показывает, как подростки воспринимают ситуацию перехода от статуса школьника к статусу ...
Добавлено: 31 января 2021 г.
Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Консультативная психология и психотерапия 2020 Т. 28 № 2 С. 90-108
Большинство исследований пандемии сегодня исходит из предположения, что эта ситуация является стрессогенной и ухудшающей благополучие. Цель работы — исследование субъективного благополучия в ситуации пандемии и его связи с совладанием и тревогой по поводу коронавируса. 409 человек заполняли шкалы удовлетворенности жизнью, позитивных и негативных переживаний, ситуативный вариант COPE, методики оценки тревоги заражения и тревоги негативных последствий ...
Добавлено: 6 сентября 2020 г.
Леонтьев Д. А., Social Sciences 2012 No. 2 P. 93-104
В статье рассмотрены философские и психологические взгляды на проблему счастья от Аристотеля до наших дней. С опорой как на общефилософские дискуссии, так и на данные социологических и психологических исследований последнего времени, показано, что за словом “счастье” кроются два качественно различных феномена, обладающих разными свойствами и закономерностями: переживание субъективного благополучия, прямо связанное с удовлетворенностью базовых потребностей, ...
Добавлено: 9 мая 2013 г.
Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Общественные науки и современность 2014 № 2 С. 34-44
В статье представлены результаты сравнительного эмпирического исследования взаимосвязи установок по отношению к иммиграции и субъективного благополучия граждан России, Германии, Великобритании и Израиля (N=8583). Мы использовали данные Европейского Социального Исследования, проведённого в 2010 г., для анализа применялись конфирматорный факторный анализ и моделирование структурными уравнениями в программе AMOS 19.0. Полученные результаты свидетельствуют о том, что негативно воспринимаемые ...
Добавлено: 19 сентября 2013 г.
Лебедева А. А., Костенко В. Ю., Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева 2019 Т. 51 № 4 С. 98-101
Субъективное здоровье — самооценка своего состояния и мера здоровья — категория, которая зарекомендовала себя в исследованиях как предиктор смертности и объективного здоровья. Данный показатель наиболее широко используют самые разные дисциплины в контексте изучения качества жизни и здоровья. Наряду с этим конкретное содержание данного конструкта всё ещё остаётся под вопросом и выступает предметом научных дискуссий. В ...
Добавлено: 7 мая 2020 г.
Моспан А. Н., Организационная психология 2014 Т. 4 № 3 С. 95-107
Статья посвящена проблеме субъективного ощущения баланса между работой и личной жизнью, а именно связи баланса с демографическими и трудовыми характеристиками. Описаны результаты эмпирического исследования на выборке сотрудников (N=4708) российской производственной компании. Опрос включает в себя четыре методики: «Шкала баланса между работой и личной жизнью» на основе Шкалы Дж. Хаймана (Осин, Иванова, в печати); «Шкала удовлетворенности ...
Добавлено: 18 ноября 2014 г.
Осин Е. Н., Сучков Д. Д., Гордеева Т. О. и др., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015 Т. 12 № 4 С. 103-121
Удовлетворение базовых психологических потребностей в автономии, компетентности и связанности с другими людьми, постулируемые в теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана, рассматриваются как важный предиктор оптимального функционирования индивидов. В статье представлены результаты русскоязычной адаптации Шкалы удовлетворенности базовых психологических потребностей на работе, предложенной Э. Диси с коллегами. Использована выборка сотрудников крупной производственной организации (N = 1183). ...
Добавлено: 16 сентября 2015 г.
Чеботарева Е. Ю., Mediterranean Journal of Social Sciences 2015 Vol. 6 No. 2 S5 P. 301-307
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Чеботарева Е. Ю., Psychology and Health 2013 Vol. 28 No. SI1 P. 185-186
The main objective of the study was examining the relations between subjective well-being (SWB) and personal regulatory styles.
99 young persons participated in the empirical research with the use of Scale of Subjective Well-Being (Perrudet-Badoux, Mendelsohn, Chiche) methods for estimating of life-meaning orientations, styles of self-control, stress overcoming strategies, personal creativity.
Numerous correlations between the studied ...
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Сучков Д. Д., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2016. No. 64.
Добавлено: 25 ноября 2016 г.
Добавлено: 21 декабря 2015 г.
Гулевич О. А., Психологический журнал 2014 Т. 35 № 3 С. 20-28
В этом исследовании рассматривается взаимосвязь между оценкой справедливости учебного взаимодействия, социальными верованиями и мотивацией обучения. Мы предположили, что чем выше студенты оценивают справедливость обращения с ними, чем ниже у них вера в опасный и конкурентный мир, тем ниже амотивация и выше внутренняя мотивация обучения. Однако воздействие социальных верований опосредуется оценкой справедливости учебного процесса. В исследовании ...
Добавлено: 24 ноября 2014 г.
Леонтьев Д. А., Человек 2011 № 5 С. 34-46
В статье рассмотрены философские и психологические взгляды на проблему счастья от Аристотеля до наших дней. С опорой как на общефилософские дискуссии, так и на данные социологических и психологических исследований последнего времени, показано, что за словом “счастье” кроются два качественно различных феномена, обладающих разными свойствами и закономерностями: переживание субъективного благополучия, прямо связанное с удовлетворенностью базовых потребностей, ...
Добавлено: 9 мая 2013 г.
Чеботарева Е. Ю., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика 2014 № 2 С. 13-17
В статье представлены результаты изучения связей субъективного благополучия с такими факторами межкультурной коммуникации, как этническая идентичность и коммуникативная толерантность, а также с некоторыми личностными чертами. Основную положительную роль в межкультурной коммуникации играет удовлетворенность людей получаемой ими социальной поддержкой, которая находится в обратной связи с проявлениями экстремистских форм этноидентичности и многих проявлений нетолерантности. Напротив, удовлетворенность повседневной ...
Добавлено: 22 ноября 2017 г.
Чеботарева Е. Ю., Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития 2015 Т. 4 № 2 (14) С. 142-147
Представлены результаты эмпирического исследования 104 человек с различными социально-демографическими характеристикам, опрошенных с помощью девяти методик, оценивающих удовлетворенность жизнью, приспособленность к жизни, субъективное благополучие, а также ряд личностных фактов благополучия, таких как ценностные ориентации, мотивация, жизнестойкость, защитные механизмы. На основе результатов кластерного анализа выделены и описаны четыре типа субъективного благополучия, условно обозначенные как «враждебный», «пассивно-агрессивный», «социально ...
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Cheng C., Jose P., Шелдон К. М. и др., Journal of Cross-Cultural Psychology 2011 Vol. 5 No. 42 P. 832-855
Добавлено: 15 сентября 2014 г.
Поповичева Е. С., Педагогика и психология образования 2023 № 1 С. 236-251
В статье как самостоятельная цель образования рассматривается субъективное благополучие детей, подчёркивается важность отслеживания данного показателя в контексте школы. Увеличение исследовательского интереса к изучению субъективного благополучия объясняется тем, что обучение в школе на сегодняшний день считается не только подготовкой к дальнейшей жизни, но и частью жизненного цикла, обладающей самостоятельной ценностью. Предпринята попытка обобщить доступные данные исследований ...
Добавлено: 11 мая 2023 г.
Татарко А. Н., Юрчик Т., Hadjar A., Journal of Cross-Cultural Psychology 2021 Vol. 52 No. 3 P. 316-333
Добавлено: 13 марта 2021 г.