• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Метафизика Франца Кафки, или Ужас вместо трагедии

Гефтер. 2015. № 05.08.2015. С. 1-18.

Кафка не случайно оказался в зоне внимания мировой культуры XX века, ощутившей свою эпоху как самую трагическую в истории человечества. Он открыл новые художественные смыслы нового века, так резко изменившего образ жизни человеческого общества. Фантастический реализм Кафки выглядит почти описательным по отношению к нашей действительности тридцатых годов. Кафка предчувствовал наступление времени, когда невозможна «свобода», а в лучшем случае возможен «выход», пусть иллюзорный, известное приспособление к обстоятельствам. Человек, писал Хайдеггер, должен «научиться в Ничто опыту бытия». На вглядывание в этот ужас и решился Кафка. Это, быть может, еще и не свобода, но, во всяком случае, путь к ней. Кафка оказался точкой пересечения рвавшихся к свободе духовных сил европейского общества. Он сумел оценить мир, меряя современность вечностью в ее идеальном религиозном начале. Поэтому столь значителен и важен его образ, его искусство.