• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 52 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2017. № 07.06.2017 . С. 1-10.

Русские религиозные мыслители — да и не только русские — видели в установившихся (после двух социалистических революций — большевистской и нацистской) тоталитарных режимах России и Германии очевидное воплощение уже в Апокалипсисе предсказанного царства антихриста, господства сатанинской стихии [1]. Впрочем, в конце века были опубликованы две знаменательные книги — «Антихрист» (1895) Ницше и «Краткая повесть об антихристе» (1900) Вл. Соловьева (как часть его «Трех разговоров»).

Добавлено: 8 июня 2017
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2015. № 18.05.2015.

Размышляя напряженно о трагическом развитии европейской культуры, ставя под вопрос ее ценности и достижения, Борхес это делает как художник и мыслитель, ощущающий себя ее наследником, только усваивающий это наследство, исходя из собственного опыта, стараясь избежать видимых ему ошибок. Рассматривая разнообразные структуры сознания в мировой культуре, Борхес проводит свою основную художественную мысль, которая явлена в образе, скрепляющем практически все его рассказы, — образе Лабиринта. Мир для него есть книга, которая пишется человеком и человечеством. Книга, расположенная в лабиринтах библиотеки. Понимание неповторимости человека и высшего в нем — творений его духа — является для Борхеса той точкой отсчета, которая позволяет ему подойти и оценить героев аргентинской истории. Он показывает, что сила обычаев, сила вещей, сила традиции, рожденной в этих кругах, живет не одно поколение. Хотя о жизни в вечности сам человек не думает.

Добавлено: 16 июня 2015
Статья
Салтыков Д. Гефтер. 2013.

В статье рассматривается соотношение безумия и творчества в работе Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху». Безумие, обладающее собственной истиной, выступает как антагонист творчества, но одновременно оказывается условием его эмансипации.

Добавлено: 20 ноября 2015
Статья
Абрамов Р. Н., Терентьев Е. А. Гефтер. 2015. № 20.05.2015.

На примере двух топонимических кейсов рассматриваются дискурсивные механизмы работы культурной памяти. Первый кейс посвящен рассмотрению практик переименования советских названий в Санкт-Петербурге. Анализ реализуется на материале двадцати двух полуструктурированных интервью с экспертами, представителями городских властей и гражданскими активистами. Выделяются и описываются два типа дискурсов, в рамках которых происходят публичные обсуждения – политический и историко-культурный. Приводятся примеры из наиболее резонансных обсуждений – о переименовании улицы Белы Куна и возвращении дореволюционных названий 1-10 Советским улицам. Второй кейс - дискуссия относительно вариантов названия одной из новых площадей в Пензе. На основании анализа сообщений в медиа и блогосфере описываются основные аргументы сторон, и раскрывается их социокультурный смысл. 

Добавлено: 3 июня 2015
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2015. № 14.10.2015.

Мемуарные заметки философа о судьбе нескольких советских поколений.

Добавлено: 28 октября 2015
Статья
Сафронов П. А. Гефтер. 2014.

Статья анализирует понятие травмы, опираясь на эпизод возвращения Одиссея. Используя теорию деконструкции, автор исследует связь травмы, касания и тайны. 

Добавлено: 4 апреля 2014
Статья
Пугачева М. Г. Гефтер. 2012. С. 6597.

Беседа с президентом Московской школы социальных и экономических наук, кавалером Ордена Британской империи Теодором Шаниным и директором Центра аграрных исследований Александром Никулиным о работе М.Я.Гефтера "Апология человека слабого" Pатрагиваетcz ключевые проблемы человеческого самоопределения в истории ХХ века. Сила или слабость, трусость или выдержка — что это, как не эпитеты, в сравнении с историческими вызовами личности, к которым она не готова?

Добавлено: 5 октября 2014
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2014. № 21.11.2014. С. 1-17.

Безвременья не бывает. Бывают люди сдавшиеся и люди выстоявшие, сохранившие верность себе и своему творчеству. Владимир Кормер был таким выстоявшим. Россия, даже превращенная в «случайное семейство», все же имела своих героев. Одним из таких Героев, бесспорно, был великий русский писатель Владимир Федорович Кормер.

Добавлено: 21 декабря 2014
Статья
Пугачева М. Г. Гефтер. 2013.

Публикация документов из архива М.Я.Гефтера, посвященных теме "Десталинизация", а также его размышления о книге В.Гроссмана "Жизнь и судьба"

Добавлено: 9 октября 2014
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2013.

Если существует культурно-историческая справедливость, то она не имеет срока давности. Шекспир был забыт почти на двести лет. На нашей памяти из забвения вышли Михаил Булгаков и Андрей Платонов, не говорю уж о русской религиозной философии. Но бывают более сложные, немыслимо сложные случаи, когда мыслитель и писатель вроде бы известен, но имя его обросло такими несусветными коннотациями, такими трактовками, что человек оказался почти в свинцовом гробу. Я имею в виду Чернышевского, слово которого хочу все же предъявить современному читателю, как мне кажется, в неискаженном виде. Я писал о нем уже не раз. Но, может, прав Плутарх, и только парный портрет дает реальное освещение фигур. Ибо рядом с моим героем был другой человек, Александр Герцен, его реальный исторический двойник, идеи и деяния которого были приписаны Чернышевскому. Сам Герцен оставался пару столетий почти белым барашком, принятый и большевиками и либералами. В этом сопоставлении вскрывается много интересного в осмыслении движения русской культуры. Не уверен, что мой голос будет услышан. Но все же хочу в который раз попробовать...

Добавлено: 10 декабря 2013
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2015. № 14.09.2015.

Пушкин — показатель петровской удачи по привитию европейской культуры, которая была проведена вполне разумно, несмотря на охи славянофилов. Русские писатели понимали Пушкина как недосягаемый идеал, но, не желая принять его ясно выраженную позицию, объявляли его явление тайной и чудом. Пушкин не был признан при жизни. Свидетельств тому много. Но и после смерти задача была одна — не следовать за мыслями гения, а пытаться приспособить их к своему антиевропейскому (и в этом смысле очень Западу выгодному) миропониманию. Говоря о судьбе петровского наследия, нельзя забывать самое главное, что оставил Преображенец идущей, грядущей России, — это новый взгляд на положение России в мире как страны, способной к самотворчеству европейской культуры. В этом смысле Пушкин — прямой наследник дела Петра, довершивший в духе то, что Петр мастерил государственным строительством.

Добавлено: 28 октября 2015
Статья
Анисимов Е. В. Гефтер. 2013.

В нашей стране проблема женщины у власти, действительно, серьезна и, как мы знаем, неразрешима и до сих пор: не каждый из нас сможет пересчитать на пальцах хотя бы одной руки известных женщин современной российской политики. В XVIII же веке мы сталкиваемся с поразительным парадоксом: в стране повсеместно господствуют нормы «Домостроя» XVI века, русское общество однозначно трактует женщину как существо второго сорта, а у верховной власти могущественнейшей империи на протяжении почти 75 лет почти непрерывно находились женщины, причем из самой низшей, наиболее бесправной «касты»: вдовицы (Екатерина I, Анна Иоанновна, Екатерина II) и девица (Елизавета Петровна). 

Добавлено: 16 марта 2015
Статья
Кабацков А. Н. Гефтер. 2016.

В основе статьи материалы дневников рабочего авиамоторного завода г. Молотова А. Дмитриева.  А. Дмитриев и его товарищи приспосабливались к чрезвычайному времени, постоянно нарушая установленные правила и нормы.

В дневниковых записях Дмитриева советский мир предстает многослойным и противоречивым. Идеологический язык смешивается с бытовой речью, официальные ценности корректируются здравым смыслом, трудовые практики взаимодействуют с играми обмена (Ф. Бродель), мифы, производимые советской пропагандой, накладываются на патриархальные традиции. Все это вместе взятое позволяет отойти от плоского и одномерного изображения коллективного сознания советских рабочих поздней сталинской эпохи.

Добавлено: 13 января 2017
Статья
Баньковская С. П. Гефтер. 2015. № http://gefter.ru/archive/16958.

Статья -- некролог на смерть Бенедикта Андерсона. 

Добавлено: 18 декабря 2015
Статья
Глухов А. А. Гефтер. 2012.

Замечание к публикации Г. Властоса «Сократ и Вьетнам»

Добавлено: 22 апреля 2013
Статья
Фадеева М.В. Гефтер. 2013.

Изучение повседневности студентов Московского университета начинается с выявления среднестатистического студента (возраст, социального происхождение, выбор факультета. При описании студенческой повседневности были проанализированы такие сферы, как ежемесячный бюджет, квартирный вопрос, питание, распорядок дня, внешний вид, развлечения, состояние здоровья, половой вопрос и семейное положение. В ходе рассмотрения повседневности студентов Московского университета были сконструированы два месячных студента для среднего бюджета студентов с разными вкусами и пристрастиями. 

Добавлено: 24 ноября 2014
Статья
Пугачева М. Г. Гефтер. 2012.

Письмо Бухарина Сталину, которое легло в основу этого текста, датировано 10 декабря 1937 года. Это не только апофеоз Большого террора. 10 декабря — это дата Всеобщей декларации прав человека, которая была подписана через 10 лет, в 1948 году и которая была выбрана Михаилом Яковлевичем для первой публикации в журнале «Российская провинция». Случайно, конечно, он не подбирал по дате, но интересно, как попадают эти документы в один и тот же день, который теперь стал Всемирным днем прав человека. Следующий момент, на который хочется обратить внимание читателя, это упоминание романа Артура Кёстлера «Слепящая тьма» и то, как судьба этого писателя, марксиста и европейского левого, накладывается на судьбу его героя Николая Рубашова, прототипом которого послужил Николай Бухарин.

Добавлено: 5 октября 2014
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2014. № 17.10.2014. С. 1-32.

В тексте будут сближены три имени — Данте, Бальзак, Достоевский. Причем Данте взят как ориентир, как патрон, а Бальзак и Достоевский — как фигуры между собой равновеликие, но разные, иначе не было бы мотива для сравнения. Данте задал новой европейской литературе уровень и в значительной степени проблематику. Путешествия гомеровского Одиссея в Аид, а затем вергилиевского Энея в потусторонний мир и их встречи с античными героями были до Данте, но менее отчетливы, чем образы Данте, о котором современники говорили «Он был в аду».

Добавлено: 21 декабря 2014
Статья
Аль-Фарадж Е. А. Гефтер. 2013. № 20.11.

В данной статье рассматриваются воззрения Пьера Николя (1625-1695), автора, близкого в монастырю Пор-Рояль. Этот монастырь собрал вокруг себя круг теологов, переводчиков, благочестиво ушедших из мира, чтобы служить Богу, этих людей принято называть "отшельниками Пор-Рояля". Пьер Николь был одним из них, и в своем "Рассуждении о подлинной и мнимой красоте", предварающим издание сборника латинских эпиграмм, он излагает свою эстетическую доктрину, анализируя понятие красоты при помощи идеи единства, истины и природы. В данной статье мы анализируем один из членов этой эстетической триады Николя.

Добавлено: 25 мая 2014
Статья
Махов А. С. Гефтер. 2013. № 23.09.2013..

В статье изучаются особенности повседневного знания о прошлом на материалах екатеринбургского веб-форума, анализируются разные типы дискуссий о прошлом и показывается их связь с повседневным опытом.

Добавлено: 14 апреля 2014
Статья
Кантор В. К. Гефтер. 2016. № 09.03.2016. С. 1-22.

«Дело не в смене хозяина, а в отсутствии хозяина»: укромные уроки жизни. Воспоминания Владимира Кантора о работе над литовским номером Вопросов Философии (1977).

Добавлено: 24 марта 2016