• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Видеоарт: знаковое отсутствие монтажа как художественный прием

Вестник ВГИК. 2015. № № 3 (25). С. 82-91.

В данной статье феномен однокадрового видеоарта рассматривается в качестве специфической повествовательной структуры. Автор анализирует особенности художественного решения в однокадровом видеоарте и те выразительные возможности, которые открываются в случае программного отказа от аудиовизуального монтажа. Автор показывает, что опущение такой фигуры знака, как монтаж, дает художнику возможность ослабить сюжетную составляющую экранного образа и выстроить специфическую коммуникацию со зрителем, при которой тот становится не пассивным реципиентом, а активным интерпретатором визуального текста, соавтором произведения видеоарта.

В первой части статьи автор дает определение понятия «знаковое отсутствие монтажа» и очерчивает круг произведений, подлежащих анализу. Затем автор выделяет три типа однокадровых видео сообразно их содержанию и дает характеристику их свойств.

Во второй части работы автор рассматривает каждый из выделенных типов однокадрового видеоарта, анализирует  произведения, характерные для каждой из категорий, и делает вывод о том, как художественное и монтажное решения этих видео оказывают воздействие на зрительское восприятие.

Автор доказывает, что отказ от монтажа может быть осмыслен как художественный прием, и в таком качестве он дает художнику возможность упрочить связь со зрителем, сконцентрировать его внимание, усилить эмпатию, активизировать размышление, открыть путь к диалогу. Нарратив как таковой исчезает, его заменяет поток сознания зрителя. Место монтажного повествования занимает монтаж мыслей и образов, возникающих в разуме человека, пока он смотрит видео. Автор предполагает, что этот опыт можно перенести в сферу современного кинематографа.