• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Проблемы самоопределения личности в бизнесе

Организационная психология. 2014. Т. Т. 3. . № №4. С. 76-91.
В статье обобщаются результаты исследований самоопределения личности в бизнесе, проводимых в русле нового направления прикладной психологии — психологии бизнеса. Развивается подход к анализу бизнеса как деятельности и социальной среды развития личности, который лежит в основе изучения особенностей, механизмов и факторов социального и профессионального становления бизнесмена. Обобщаются результаты исследований, методология которых опирается на оригинальный подход, в котором сущностную основу социального и профессионального самоопределения составляет социальная идентичность, а процессуальную — принятие решений. Это позволило четко объективировать изучаемые параметры и найти возможность проводить сравнение представителей исследуемой выборки по определенным параметрам. Приводятся данные об особенностях представлений бизнесменов о себе и своей деятельности, основных проблемах самоопределения личности в бизнесе, психологических проявлениях кризиса идентичности, специфике идентичности и способов принятия решений у лиц с высоким уровнем переживания кризиса. Выявлено, что кризис самоопределения проявляется в изменении структуры идентичности, в снижении доли профессиональных и статусно-ролевых показателей. Основные проблемы самоопределения личности в бизнесе: неопределённость, многоплановость размытость профессии, ролевых позиций, а также высокие требования (профессиональные, социальные) к личности человека, занимающегося бизнесом. Исследование носит пилотажный характер. Несмотря на это, выявлены показатели, по которым можно выявлять различные уровни развития, проблемы и кризисы самоопределения, сравнивать выраженность этих показателей у разных людей, на этой основе проводить последующее консультирование и обучение личности. Показаны возможности данного подхода для анализа особенностей и проблем самоопределения личности в бизнесе у бизнесменов. Подобные бизнес-психологические исследования могут стать основой для развития системы психологического консультирования, обучения и терапии, как в индивидуальном, так и организационном контекстах.