Статья
Аннотация к выходу книги М.С. Палацоли, Дж. Прата, Д. Чекини, Л. Босколо «Парадокс и контрпарадокс» // Критическая масса.
введите текст
Учебник раскрывает основные проблемы психологии детей младшего школьного возраста, начиная от вопросов готовности и адаптации к школе, завершая переходом к подростковому возрасту. Он призван сформировать у студентов психолого-педагогического образования общие представления о социальной ситуации развития, механизмах и детерминантах развития младшего школьника; психологии учебной деятельности и умственной работоспособности младших школьников; месте и роли игры в жизни младшего школьника; временны х характеристиках жизни младшего школьника. В учебнике представлена динамика раз- вития младшего школьника с 1 по 4 класс по основным параметрам когнитивной, регуляторной и социально-коммуникативной сфер личности; рассмотрено становление внутренней позиции младшего школьника. Особое внимание уделяется следующим векторам и рискам развития в младшем школьном возрасте: нейропсихологические, гендерные, этнокультурные особенности развития; способности, одаренность, талант; задержка психического развития; нарушение речи; нарушения регуляторной и социально-коммуникативной сфер личности; особенности развития детей в неблагополучных семьях, неполных семьях и вне семьи; психологические особенности детей с нарушениями здоровья; трудности и неуспешность обучения. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Перед вами настоящий путеводитель по загадочному и прекрасному миру отношений детей и родителей. Из этой книги вам не удастся узнать о том, как вырастить из своего чада гения, или как заставить его беспрекословно слушаться. Зато вы узнаете, как правильно разговаривать с новорожденными, что делать, если в школе с ребенком никто не хочет дружить, и для чего подростки красят волосы в зеленый цвет. Вы поймете, что от многого, на что мы не обращаем внимания, зависит будущее наших детей, а многие родительские страхи безосновательны.Книга адресована родителям и детям, а также всем, кого интересует проблема правильных взаимоотношений в семье. Темы статей, вошедших в книгу, были выбраны на основании специально проведенного исследования, выявившего наиболее острые вопросы, на которые многие из нас не находят сегодня ответа.
Статья посвящена особенностям и эффективности действий родителей в процессе использования детьми интернета. Анализируются данные, собранные на основе методического обеспечения проекта Дети Европы онлайн в репрезентативной выборке 1025 пар "родитель - ребенок" в семи федеральных округах России. Предложена классификация родительских стратегий (объяснения и поощрения, запреты и ограничения, мониторниг), позволяющая учесть особенности российской действительности, разработаны надежные шкалы их диагностики. Согласно полученным результатам, из-за цифрового разрыва и недооценки существующих рисков родители практически не используют технические средства для контроля действий детей в интернете. Участие родителей не зависит от пола ребенка, но сокращается по мере его взросления и определяется особенностями деятельности детей в интернете. Использование родителями запретов и ограничений связано со снижением вероятности столкновения с рисками и угрозами в интернете вследствие общего снижения интернет-активности, тогда как склонность к объяснениям и поощрениям сопряжено с лучшей оценкой детьми возможных рисков и большей склонностью к поиску поддержки родителей. Предлагаются практические рекомендации, учитывающие содержание деятельности и интересы ребенка в интернете.
В учебнике рассмотрены значение социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте и общие вопросы психологии развития младшего школьника. Представлена динамика развития младшего школьника с 1 по 4 класс по основным параметрам когнитивной, регуляторной и социально-коммуникативной сфер личности младших школьников; рассмотрено становление внутренней позиции младшего школьника. Особое внимание уделено векторам и рискам развития в младшем школьном возрасте. Каждая глава учебника сопровождается вопросами для обсуждения по теме, заданиями для практикума, исследовательскими заданиями, справочным материалом и списком рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).
Имя, идеи, труды Д. Б. Эльконина широко известны не только в нашей стране. Вся его научная биография пришлась на период российской истории, которую А. М. Пятигорский в очаровательной книжечке «Философия одного переулка» охарактеризовал как «не сезон для мысли». Но живая мысль возникала, развивалась и в безвременье. Для артикуляции мыслей требовалось мужество или, — как скромно говорил Д. Б. Эльконин, — научный темперамент, которым он обладал в полной мере, хотя был «не сезон» и для личности.
Александр Владимирович Запорожец разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.На основании своих исследований и, видимо, собственного жизненного опыта А. В. Запорожец заключил, что «Чувства — ядро личности, орган индивидуальности». Он понимал абсолютную ценность человеческих чувств и старался вывести их за пределы прагматики поведения и деятельности.
Майя Ивановна Лисина (1929–1983) известна как замечательный детский психолог. Почти три десятилетия она изучала генезис и формы общения у детей и, видимо, сама забыла о начале собственной научной деятельности, весьма далекой от изучения младенчества и детства. детства. А начало было не менее замечательным, чем продолжение, о чем и рассказывается в данноц статье.
В статье рассказывается о жизни и деятельности Даниила Борисовича Эльконина - советском психологе, создателе концепции периодизации психического развития в онтогенезе.
Статья посвящена особенностям и эффективности действий родителей в процессе использования детьми Интернета. Анализируются данные, собранные на основе методиче- ского обеспечения проекта «Дети Европы онлайн» в репрезентативной выборке 1025 пар «родитель–ребенок» в семи федеральных округах России. Предложена классификация родительских стратегий (объяснения и поощрения, запреты и ограничения, мониторниг), позволяющая учесть особенности российской действительности, разработаны надежные шкалы их диагностики. Согласно полученным результатам, из-за «цифрового разрыва» между поколениями и недооценки существующих рисков родители практически не ис- пользуют технические средства для контроля действий детей в Интернете. Участие роди- телей не зависит от пола ребенка, но сокращается по мере его взросления и определяет- ся особенностями деятельности детей в Интернете. Использование родителями запретов и ограничений связано с уменьшением вероятности столкновения с рисками и угрозами в Интернете вследствие общего снижения активности детей в сети, тогда как склонность к объяснениям и поощрениям сопряжено с лучшей оценкой детьми возможных рисков и большей склонностью к поиску поддержки родителей. Предлагаются практические ре- комендации, учитывающие содержание деятельности и интересы ребенка в Интернете.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.
Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.