?
«Мессалианский» миф iv-v вв. и споры об аскетике в иранской Церкви Востока VII в. н.э.
Вестник древней истории. 2010. Т. 275. № 4. С. 153-167.
Статья посвяшена позднеантичному использованию концепта «.мессалианство», который грекоязычные христианские писатели IV-V вв. использовали для обозначения ереси «молитвенников» сирийского происхождения. В VII н. в Иране понятие и термин были вторично использованы во внутри церковной борьбе в Церкви Востока, Автор доказывает нерелевантность понятия как в IV—VI вв., так и в VII в.. опираясь на недостаточные данные источников. В статье предложен анализ сирийских и греческих текстов.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2009 Т. 55 С. 257-286
Имя константинопольского епископа Нестория, вокруг которого в 431 г. разгорелся «вселенский скандал»1, вскоре стало служить символом, определяющим разные позиции в церковно-политическом и вероучительном контекстах, и оставалось таким символом на протяжении всей последующей истории, вплоть до наших дней. ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Муравьев А. В., Вестник древней истории 2015 № 1 С. 66-86
В статье рассматривается роль сирийского аскетического движения «мессалиан- ства» в трех конфликтах в грекоязычной церковной среде IV – начала V вв. Первый конфликт греков с сирийцами на почве аскетизма произошел в Каппадокии в 370-х годах. Второй конфликт связан с Иоанном Златоустом, учеником сирийца Иулиана Савы, у которого учился и вождь «мессалиан» Адельфий. Третий эпизод связан ...
Добавлено: 14 февраля 2015 г.
Селезнев Н. Н., М. : Изд-во АЦВ, 2016
Йоханнан Бар Зо'би – восточносирийский автор рубежа XII–XIII вв. Его сочинение «Истолкование таин» – версифицированный комментарий на литургию. Он содержит также пролог, излагающий библейскую историю от сотворения мира до искупительного подвига Христа, вероучительную часть и заключение, в котором раскрывается символизм устройства храма. Критическое издание основано на девяти рукописях, в том числе старейшей из известных. ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Муравьев А. В., Вестник древней истории 2015 № 3 С. 22-43
Среди рукописей Британской библиотеки, содержащих сирийские агиографические тексты, под сигнатурой Add. 17.272 значится манускрипт, на листах 64-67 которого сохранились фрагменты жития Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Лист 64v содержит фрагмент, повествующий о встрече Василия Великого и мар Афрема Нисибинского, известного в греческой традиции как Ефрем Сирин. Исследование текста показывает, что этот текст принадлежит к “Житию ...
Добавлено: 13 марта 2015 г.
М. : РАНХиГС, 2015
Главная тема для настоящего выпуска — государства и межконфессиональные связи на христианском Востоке. О том, что христианства не безразлично отношение к государственности, известно уже с первых страниц Евангелия. Евангелисты указывают, что Иисус родился «во дни царя Ирода» и что святое семейство подчинилось повелению «от кесаря Августа» о переписи. Политика Римской империи во многом определяла судьбы ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Востоковедение. Африканистика 2011 № 2 С. 221-231
Традиция сиро-палестинских мелькитов проявилась в истории восточного христианства тем, что сформировала своеобразный тип письма и создала на языке палестинских христиан-арамеев, бывших идейно-политическими сторонниками Византии, письменные памятники, в наше время привлекающие пристальное внимание исследователей. Вместе с тем, эта традиция не сохранилась, растворившись в арабоязычном христианстве. Данная статья представляет собой исторический анализ причин становления и исчезновения этой ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
М., Париж : Изд-во ИФТИ, 2012
Как весь христианский мир вовеки связан с Палестиной Рождеством Христовым, так же он навсегда связан с Персией пришедшими оттуда с дарами свидетелями Востока - магами, или волхвами. Христианство в Персии было в основном сироязычным; еще со времен Ахеменидского владычества арамейский язык, одним из вариантов которого является сирийский, господствовал в этом регионе. Иноязычные народы Востока, откликнувшиеся ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
М. : Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2014
35-й том авторитетного научного издания, в создании которого принимают участие виднейшие специалисты историки, филологи, искусствоведы и др. ...
Добавлено: 13 марта 2015 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2012 Т. 61 С. 280-300
В статье Н.Н. Селезнева предлагается обзор сирийских и арабских источников, сообщающих о дипломатической миссии католикоса Церкви Востока Ӣшōʿйава II к императору Ираклию, предпринятой по инициативе персидских властей. С опорой на собранные свидетельства автор анализирует последствия имевшего место в Алеппо «общения Церквей» в контексте объединительной церковной политики византийского императора и Константинопольского патриарха, основанной на исповедании «единой ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Էջմիածին [Эчмиадзин] 2016 No. 5 P. 9-23
БАВВАЙ ВЕЛИКИЙ (Баввай Раббā) (ок. 550 – ок. 628) – ключевая фигура в истории формирования вероучения Церкви Востока (см. Ассирийская Церковь Востока). Был настоятелем видного центра восточносирийской учености – монастыря на горе Изла, расп. к востоку от Нисивина. В 609–628, когда шах Хосров II под влиянием своего врача, представителя западносирийской Церкви, Гавриила Шингарского, запретил избирать ...
Добавлено: 7 октября 2017 г.
Alexey Muraviev, Parole de L'Orient, Liban 2015 Vol. 40 P. 1-15
The emergence of asceticism as a religious and social phenomenon of the Early Christianity has long been a matter exclusively for religious historians . Its origin has been traced back to the Essenes fasting or rig-orist approach of some apocryphal texts. Syriac asceticism is a special case but it was subjected to the same analysis. ...
Добавлено: 27 ноября 2014 г.
Селезнев Н. Н., М. : Путь, 2005
Исследование посвящено истории и характеру отношения Церкви Востока к личности и учению константинопольского архиепископа Нестория (архиеп. 428–431), а также осмыслению учения Нестория с учетом традиции этой Церкви. Книга представляет интерес для религиоведов, историков Церкви, исследователей христианского Востока. ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
М. : Изд-во РГГУ, 2016
Статьи, включенные в сборник, посвященный В.Н.Романову (ум. 2013) — это скромная дань памяти от благодарных коллег. Структура книги отражает разные сферы интересов ученого: индология, история и теория культуры. Помимо аналитических статей, касающихся религий и литератур Древней Индии, а также исследований, связанных с разными странами и культурами Востока и Запада (Россия, Япония, арабский мир), в сборник ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., М. : Изд-во РГГУ, 2014
В книге представлены материалы, свидетельствующие о примечательных эпизодах истории интеллектуальных связей на средневековом Ближнем Востоке. В эпоху, предшествовавшую установлению арабского владычества, в восточном христианстве сложилось конфессиональное противостояние, и разошедшиеся конфессии Египта и Персии представлялись противоположными концами спектра вероучительных позиций. Становление арабского Халифата внесло изменения в сложившуюся картину. Занятия философскими науками и творческое взаимодействие представителей разных ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Религиоведение 2006 № 3 С. 16-27
Книга Гераклида: Находясь в ссылке, Несторий составил апологию, надписав ее, с целью уберечь от сожжения, именем Гераклида Дамасского. Это сочинение, еще известное Евагрию Схоластику (536-594), в оригинале до нас не дошло, однако оно сохранилось в традиции сирийского Востока в сирийском переводе. ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2005 Т. XI С. 72-76
О проникиовении на восток уйгурского христианства свидетельствуют среди прочего обнаруженные в 1941 и 1983/4 гг. в 350 км. к севера-востоку от Пекина и в юго-восточной провинции Китая Фу-цзянь христианские надгробья, датирующиеся 1253 и 1331 гг. РХ с надписями на сирийском и уйгурском языках. Ещё одно свидетельство: во время монгольского владычества, в 1280 г., было организовано ...
Добавлено: 4 октября 2017 г.
Терпелюк А. А., М. : Изд-во АЦВ, 2009
The present critical edition of the Martyrdom of Cyriacus and Julitta is based on the MS of the Vаtican Library, Syriac 161 (its facsimile reproduction was issued by the Bibliotheca Apostolica Vаticana together with Brighаm Young University) and on the text of the Martyrdom edited by P. Bedjan (Acta Martyrum et Sanctorum III). The latter was ...
Добавлено: 14 октября 2017 г.
Чалисова Н. Ю., Шаги/Steps 2016 Т. 2 № 2-3 С. 258-279
Публикация включает перевод на русский язык 28-й главы из персидского агиографического сборника «Поминания друзей Божиих» ʻАттара (ум. 1221). Глава посвящена событиям подвижнической жизни и проповедническим речениям толкователя Корана и суфийского шейха Сахла ат-Тустари (ум. 896). Это первый перевод данного текста на русский язык непосредственно с оригинала (по критическому изданию М. Эстеʻлами). Он снабжен историко-филологическим комментарием и ...
Добавлено: 20 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2012 Т. 42 № 4 С. 123-124
Представленное издание – обширный и прекрасно структурированный библиографический справочник по сирийской мистико-аскетической письменности, охватывающий издания письменных памятников, их переводы и посвященные данной теме научные работы на европейских, русском и арабском языках. Справочник состоит из трех частей: введения, собственно библиографии (состоящей из двух разделов: в первом представлены публикации общего характера; второй же, основной, раздел, организован по ...
Добавлено: 7 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика 2015 № 4 С. 57-65
«Книга собеседований» (Китāб ал-маджāлис) Илии Нисивинского представляет собой примечательный памятник арабо-христианской письменности XI в., по сей день ожидающий своего полного критического издания. Его содержание составляет литературно обработанную запись бесед митрополита Илии (975–1046) с его мусульманским собеседником, везиром Абу-л-Касимом ал-Хусайном ибн ʿАли ал-Магриби (981–1027). Это произведение свидетельствует об интеллектуальных связях между представителями разных религиозных традиций средневековой арабской ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Муравьев А. В., Немировский А. А., Вестник древней истории 2012 Т. 3 С. 67-77
В работе предлагается интерпретация двух топонимов, присутствующих в сирийской христианской традиции – эпитета «Ниневийский» и оронима Матут. Первое объясняется как Вех-Ардашир до постройки Мосула, а второе - как Mat Utem (страна привратника) - древнй термин для участка Загроса в Хузестане. ...
Добавлено: 18 февраля 2015 г.
Селезнев Н. Н., Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2013 Vol. 9 P. 382-398
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2006 Т. XII С. 66-82
Христология Нестория была продолжением традиции богословия Антиохийской школы. После дискредитации антиохийской традиции в греко-римском мiре, выразившейся в осуждении Нестория на Эфесском и Халкидонском соборах (соответственно 431 и 451 гг.), а также осуждении учителя Нестория Феодора Мопсуестийского на соборе в Константинополе в 553 г. при императоре Юстиниане, она сохранилась только в русле традиции Церкви Востока, кафедры ...
Добавлено: 8 октября 2017 г.