?
Взаимодействие психологии и философии в разработке деятельностного подхода в российском человекознании
В статье с историко-научных и теоретико-методологических позиций анализируется становление и развитие деятельностного подхода в российской психологии во взаимодействии с философией и педагогикой. При этом на фоне анализа истории отечественного человекознания характеризуются концепции ряда философов, разрабатывавших системно-деятельностный подход (А.А.Богданов, Э.В.Ильенков, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин, Н.Г.Алексеев и др.), и психологов, строивших различные общепсихологические представления о деятельности (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) и развивавших их в психолого-педагогических исследованиях (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Н.Ф.Талызина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин). Предложена структурно-уровневая модель развития научно-творческой деятельности (проиллюстрированная анализом трудов С.Л.Рубинштейна). Кратко охарактеризовано взаимодейстие научных школ П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна в разработке психологии деятельности. Показана конструктивная роль дискуссий философов и психологов в процессе разработки деятельностного и системного подходов (на примере концепций С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова), а также их конструктивное значение для развития психологии и педагогики мышления и рефлексии.