• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Гражданское общество как среда производства и распространения социальных инноваций

Форсайт. 2014. Т. 8. № 4. С. 40-53.

Социальные инновации — один из возможных и наиболее перспективных инструментов гражданского участия и межсекторного партнерства в решении социальных задач. Являясь новой моделью отношений между государством и гражданским обществом, они приносят ощутимую пользу обществу, повышают его способность к самоорганизации.

В статье оцениваются потенциал и реальный вклад российского третьего сектора (негосударственных некоммерческих организаций, НКО) в развитие социальных инноваций. Рассматриваются сущность социальных инноваций, обосновывается критическая роль НКО в обеспечении благоприятных условий для их производства. Приводятся структурные характеристики организаций третьего сектора как субъекта разработки и продвижения инновационных решений в социальной сфере. На основе эмпирических данных о состоянии российских НКО и гражданского участия в их деятельности сделаны выводы о потенциале этих структур как движущей силы инновационного развития.

Авторы заключают, что отечественный третий сектор пока нельзя назвать институционально зрелым и готовым к производству и распространению социальных инноваций. В этом отношении он пока намного уступает аналогичным структурам в США и европейских странах. Новаторские инициативы, развиваемые как отдельными гражданами, так и НКО, носят скорее разрозненный характер. Для повышения их жизнеспособности и тиражируемости требуются дополнительные усилия. Тем не менее, несмотря на противоречивость, динамика развития третьего сектора и поддерживающая его государственная политика в целом имеют положительный вектор. Задача последней — создать благоприятные условия для деятельности НКО и тем самым укрепить их роль проводника инновационных изменений в социальной сфере.