?
Учение И.Канта о Я в эмпирическом, трансцендентальном, моральном и метафизическом смысле
В статье рассматривается кантовское учение о субъективности в четырех разных смыслах: как учение о трансцендентальном Я, эмпирическом Я, моральном Я и метафизическом Я. В статье анализируются аргументы Канта о различных трудностях в способах данности и познания эмпирического, трансцендентального и метафизического Я; обосновывается преодоление картезианской постановки вопроса в учении о моральном Я: Я как лицо в противоположность Я как вещи, res. В заключении статьи приведены аргументы о значимости кантовского учения о Я для последующей традиции: открытие формальной структуры субъективности, а именно самосознания; констатация невозможности приписывания Я предикатов "абсолютный", "бесконечный"; преодоление понимания Я по аналогии с природой вещи и фиксация невозможности разложения целостности лица, т.е. невозможности градации моральных требований в зависимости от степени разумности.