• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

К интерпретации термина сакалиба в отчёте Ибн Фадлана

Галкина Е. С.

Статья является попыткой новой интерпретации термина сакалиба, который Ахмад ибн Фадлан, арабский путешественник 1-й пол. Х в., употребляет в своём отчёте по отношению к населению Среднего Поволжья. Наиболее вероятным является бытование сакалиба в Среднем Поволжье начала Х в. как демонима, т.е. обозначения жителей определённой территории, вне зависимости от их генеалогии, особенностей материальной и духовной культуры.

Генезис демонима связан с этносом носителей именьковской археологической культуры IV-VII вв., сходной с достоверно славянскими культурами; с VIII в. её сменяют тюркские и финно-угорские культуры. Путём от этнонима к демониму могли стать ассимиляционные процессы.

Волжская Булгария появилась не ранее конца IX – начала Х в. как объединение различных по происхождению этнополитических групп под началом предводителя булгар. В 920-х гг. Алмуш, правитель булгар, и вслед за ним Ибн Фадлан обозначали термином сакалиба все подвластные Алмушу этнополитические объединения в совокупности.

В процессе закреплением власти булгарских вождей на смену демониму сакалиба приходит термин булгары в трудах Ибн Русте, Мас‘уди, Истахри, Ибн Хаукаля и др.