?
Система воспитания в детских домах для испанских детей в Советском Союзе: к истории педагогических идеологем
В статье исследуются педагогические идеологемы, которые легли в основу образовательной и воспитательной программы, созданной для испанских детей войны, эвакуированных в Советский Союз во время гражданской войны в Испании, в 1937-1939 гг. Исходя из теоретических положений истории понятий анализируются некоторые концепты из дискурса испанских идеологов, самих воспитанников детских домов для испанских детей и советских педагогов. Особое внимание уделяется истории испанского понятия «полезный человек» и тем смысловым сдвигам, которые оно испытывает на протяжении нескольких столетий. Для выявления ссобенностей его употребления в речи испанских детей привлекается советский материал и близкое ему понятие «быть полезным для родины». Исследование позволяет продемонстрировать гибридность педагогических установок, применявшихся в воспитании испанских детей войны.