• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте? Первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012, проведенных на одной и той же выборке российских учащихся.

Вопросы образования. 2014. № 1. С. 8-24.
Тюменева Ю. А., Вальдман А. И., Карной М.

На сегодняшний день существует достаточно большой массив исследований, посвященных проблеме переноса и применения знаний в новых ситуациях, однако, в данных работах, успешность овладения предметным знанием не связывается  с возможностью применения этих знаний во вне-предметном контексте. Цель данной работы оценить связь степени сформированности предметных знаний и умений с их переносом в неакадемический контекст. Работа основана на анализе российских данных международных исследований TIMSS и PISA. Выборка включала 4241 школьников из России, принявших участие как в TIMSS - 2011, так и в PISA-2012. Принимая во внимание выводы из предыдущих работ, а также наш анализ различий в содержании заданий TIMSS и PISA, можно утверждать, что задания TIMSS связаны скорее с владением предметным содержанием, задания PISA – с умением применять предметное знание в широком жизненном контексте. Проведенный анализ включал следующие шаги:

  1. Разделение учащихся на 6 групп на основе средних результатов каждого учащегося в математических заданиях TIMSS (PV);
  2. Определение 10-ти (20-ти) самых трудных заданий PISA (основываясь на однопараметрической модели Раша);
  3. Определение процента самых трудных заданий PISA, решенных в каждой TIMSS-группе.  Этот показатель выступил мерой способности переносить предметные знания в новый контекст и применять их для решения реальных жизненных задач;
  4. Трансформирование процентов в логиты  путем их логарифмирования.

В результате была обнаружена положительная связь между уровнем сформированности предметного знания и способностью перенести и применить его в ситуации, приближенной к реальной: чем лучше учащийся владеет предметным материалом по математике, тем с большей вероятностью он сможет применить это знание для решения проблемы в неакадемическом контексте. Однако, эта связь не является линейной: только владение материалом на самом высоком уровне значительно облегчает перенос. Средние уровни  владения предметным материалом мало дифференцируют успешность в контекстуальных задачах. Результаты обсуждаются в плоскости эффекта формально-предметного обучения для решения задач во вне-академическом контексте.