• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Креативность в городе: реинтерпретация публичного пространства

В статье рассматривается новое для российские городов явление – вмешательство «креативной» городской молодежи в благоустройство и трансформацию пространства. Данное явление помещается в широкий международный контекст: в международной социологии все чаще появляются работы, посвященные «самодельному урбанизму» (DIY-urbanism) и креативному вмешательству горожан в трансформацию городского пространства, исследователи отмечают широкое распространение этого явления во многих крупных городах мира. С одной стороны, самодельные городские трансформации рассматриваются как метод востребования права на город (горожане оспаривают доминирующее распределение власти и права формировать пространство), а с другой стороны – как один из эффектов появления «новой богемы», джентри, заявляющих о себе в городском дискурсе. В данной статье рассматриваются разные подходы к креативным городским трансформациям и делается попытка применить их для анализа эмпирических данных из Санкт-Петербурга. Центральной задачей текста  является разработка адекватной аналитической схемы и теоретико-методологического аппарата для осмысления городской креативности. На примере художников, использующих городское пространство как объект приложения своих творческих усилий, демонстрируются две альтернативные позиции и стратегии самореализации в городе. Первый паттерн включает отношение к городской среде - улицам, стенам зданий, дворам – как к выставочной площадке и материалу для своих проектов. Второй паттерн предполагает использование искусства как канала для изменения общества. Для подавляющего большинства наших информантов важным оказался сетевой фактор, что вносит новый эмпирический аргумент в дискуссии о «сетевой креативности» как важного компонента в процессе нематериального производства.