• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария

Вопросы образования. 2014. № 4. С. 90-127.
Ястребов Г. А., Пинская М. А., Косарецкий С. Г.

В статье представлен возможный подход к оценке результатов деятельности образовательных организаций, позволяющий учесть их социальную специфику. В разработке указанного подхода авторы руководствовались 1) результатами многочисленных исследований, подтверждающих обусловленность образовательных результатов контекстными факторами (как в России, так и за рубежом); 2) зарубежным опытом в решении аналогичных задач; 3) соображениями доступности минимально необходимой информации для осуществления подобных оценок в современных российских реалиях. Идея, положенная в основу предлагаемого инструмента оценки, состоит в том, что при наличии необходимых данных, можно эмпирически выявить устойчивые соотношения между учебными достижениями учащихся и контекстными показателями (например, различными характеристиками социального состава учащихся). В исследовательской практике поиск этих соотношений осуществляется средствами множественного регрессионного анализа. Результаты данного анализа – установленные эмпирические соотношения – затем могут быть использованы для «дисконтирования» формальных достижений: т.е. формулирования обоснованных повышенных ожиданий для организаций, работающих в более благоприятных контекстах, и менее высоких ожиданий для тех организаций, которые работают в менее благоприятных контекстах. В статье обсуждаются два варианта использования этой информации – на основе формулы или на основе специального индекса (Индекс социального благополучия школы), разработанного авторами. В заключении авторы также обращают внимание на возможные ограничения, связанные с использованием рассмотренных инструментов, и шире – на проблему учета контекстных показателей в системе оценки качества образования в России.