• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Foresight in Civil Shipbuilding — 2030

Foresight and STI Governance. 2014. Vol. 8. No. 2. P. 30-45.
Dekhtyaruk Y., Karyshev I., Korableva M., Velikanova N. P., Razheva (Edelkina) A., Karasev O., Klubova M., Bogomolova A., Dyshkant N.

Мультипликативный вклад судостроительного сектора в социально-экономическое и научно-технологическое развитие крупных морских держав, вызывает устойчивый интерес у предпринимателей, ученых и представителей органов государственного управления. Между тем многообразие форм межотраслевого взаимодействия и специфика построения высокотехнологичных судов требуют значительных затрат, что становится существенным вызовом в условиях нарастающей неопределенности будущего спроса на инновационную продукцию. Какой облик примет мировое судостроение в ближайшие 10–15 лет? Какие рыночные ниши открывают «окна возможностей» для отечественной судостроительной индустрии? На эти и другие вопросы предложили свои ответы эксперты научных и промышленных организаций в ходе реализации Форсайта специалистами ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Деятельность отрасли отличается высокой степенью зависимости от экологических, энергетических, демографических, продовольственных, транспортных и технологических факторов глобального масштаба. Поэтому перспективы научно-технологического развития отечественного гражданского судостроения и судоремонта рассматривались в контексте глобальных, национальных и отраслевых вызовов, трендов, драйверов и ограничений. «Образ будущего» мирового судостроения, сформированный в ходе исследования на основе анализа мнений экспертного сообщества и стратегических, программных и прогнозных документов, носит многовариантный характер и охватывает более 400 технологий и продуктов из 11 тематических областей: экология и защита окружающей среды, двигатели и механизмы, конструкции судов, новые материалы и технологии их обработки, информационные технологии и автоматизированные системы, навигация, телекоммуникации и связь, энергетика и энергосбережение, безопасность и защита, управление и контроль, технологии жизненного цикла судов, технологии производства. Изучение межотраслевых взаимодействий позволило выявить синергические эффекты, вызванные применением в судостроении технологических инноваций из других отраслей экономики. Предложены четыре сценария развития судостроительной отрасли на период до 2030 г. с учетом ключевых факторов неопределенности и стратегических развилок. Исходя из этого, обоснован выбор «сквозных» перспективных областей, обладающих потенциалом для реализации полного инновационного цикла — от научных исследований до коммерциализации конечного продукта. Проведенное исследование позволило с высокой вероятностью предположить, что конкурентные преимущества российского судостроения на мировом рынке в будущем могут быть обеспечены при условии активной государственной политики, нацеленной на поддержку производства высокотехнологичных судов и морской техники освоения шельфовых месторождений.