Статья
Sex Differences in 2D:4D and Aggression in Children and Adolescents From Five Regions of Russia
The aim of this study was to consider digit ratio (2D:4D: a putative marker of prenatal testosterone and estrogen levels) and aggression in a sample of 1,452 children and adolescents (mean age 13.6 years) from five regions of Russia. The 2D:4D was calculated from direct measurements of the fingers, and aggression scores were obtained from completed Buss and Perry (J Pers Soc Psychol 63 (1992) 452–459) aggression questionnaires. The 2D:4D demonstrated significant sexual dimorphism, with lower 2D:4D in boys in all regions. Physical aggression scores were highest in boys, but verbal aggression, anger and hostility were highest in girls. The highest right hand 2D:4D in boys was found in the most northerly population (Central Russia Region). Our data revealed small, but highly significant negative correlations between right 2D:4D, right–left 2D:4D (DR-L) and self-ratings on physical aggression in boys, but not in girls. These relationships remained after considering Russian ethnics only, and controlling for region. We suggest that the associations may be due to sex differences in prenatal androgen secretion. Am J Phys Anthropol 152:130-139, 2013. VC 2013 Wiley Periodicals, Inc.
Труды содержат доклады, представленные учеными из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Эстонии, Узбекистана, Германии, Польши, посвященные актуальным проблемам радиационной физики твердого тела (влияние радиации на физико-химические свойства и структуру металлических, полупроводниковых и диэлектрических материалов, влияние факторов космического пространства на свойства конструкционных и функциональных материалов и покрытий космических аппаратов, радиационно-технологические методы получения материалов, в частности наноматериалов, модифицирования и обработки материалов с целью улучшения их эксплуатационных свойств, создание и получение экологически чистых материалов с низкой наведенной радиоактивностью и др.).
This paper examines the role of the place of living (urban or rural society) and its social- cultural context in determining the parent- adolescent child value similarity. We interviewed representatives of two generations: parents and children from 90 families in Moscow and 62 families in Russian villages (n=304 people). Our findings indicated the influence of socio- cultural context (urban-rural) on the transmission of values. Conservation values were primarily transmitted from parents to children in the more traditional, rural context. Openness to change, Self-Enhancement and Self-Transcendence values were transmitted from parents to children mainly in the urban context. Perceived psychological closeness between parents and adolescents (as perceived by adolescents) affected the adoption of values by the adolescents in both urban and rural contexts. All values of adolescents were more similar to the values of peers than to their parents, in both urban and rural contexts.
Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблемы асоциального поведения и подростковой агрессивности классически рассматриваются с точки зрения психологического благополучия семьи. Такое исследование весьма актуально, поскольку факторы социально-экономического неравенства семей являются одним из проявлений культурно-исторического контекста, в котором проходит развитие современных подростков. Цель: теоретико-эмпирическое обоснование необходимости рассмотрения агрессивности подростков в контексте проблемы социально-экономического неравенства. Описание хода исследования. Исследование было реализовано в форме онлайн-опроса, проходившего в школах РФ. Оценка агрессивности осуществлялась с помощью сокращенной версии опросника Басса-Дарки. Выборку составили 883 респондента из семи регионов Российской Федерации. В выборку вошли учащиеся старших классов различных типов школ. Гендерный состав: юноши – 41%, девушки – 59%. Средний возраст респондентов составил 16 лет. Обработка данных осуществлялась с помощью следующих методов статистической обработки: критерий Краскалла-Уоллеса, критерии Стьюдента и Манна-Уитни, факторный анализ по методу максимального правдоподобия. Обработка данных осуществлена в R Studio (R version 3.4.2) Результаты исследования. В рамках исследования установлено, что различия показателей агрессивности отражаются преимущественно на субъективных аспектах агрессивности (обида, чувство вины), а также общего показателя агрессивности в зависимости от социально экономического статуса семьи. Различные уровни готовности к физической агрессии проявляют респонденты из семей, в которых работают только отец или только мать. Установлено, что юношам и девушкам свойственна склонность к различным проявлениям агрессивности. Было выявлено также, что различия в показателях агрессивности в контексте культурного капитала и социально экономического статуса семьи отражаются преимущественно на субъективных аспектах агрессивности. Выводы. Несмотря на статистическую значимость полученных различий, с абсолютной точки зрения, различия крайне невелики. Можно предположить, что показатели социально-экономического благополучия семьи связаны с подростковой агрессивностью опосредованно – ключевым моментом являются все же психологические характеристики: специфика взаимоотношения между родителями и ребенком, особенности воспитательных практик, предпочитаемых родителями, особенности организации жизни семьи и др. Сами по себе факторы социально-экономического благополучия выступают, по-видимому, лишь условием, облегчающим или же, наоборот, затрудняющем реализацию воспитательных практик, принятых в семье, ключевая же роль принадлежит активности как родителей, так и ребенка. Однако для доказательного обоснования данного положения требуется проведение отдельного исследования.
В статье представлен обзор исследований, посвященных разработке и оценке программ психологической профилактики депрессии у подростков. Несмотря на высокую распространенность подростковых депрессий и суицида в нашей стране, разработка программ их психологической профилактики продвигается очень медленно. В статье рассматривается ряд зарубежных психопрофилактических программ, основанных на идеях интерперсональной и когнитивно-поведенческой терапии. Подробно обсуждаются содержание и основные характеристики пенсильванской психопрофилактической программы. Показано, что такие краткосрочные психопрофилактические программы хорошо обоснованы, эффективны и практичны. Результаты проведенного обзора могут помочь в разработке отечественных программ психологической профилактики депрессии у подростков.
Abstract The role of genes in the expression of aggression and masculinity traits in humans has been a focus of recent behavioral genetic studies. This is the first study on the variation in aggression, the digit ratio (the ratio between the second and the fourth digits, 2D:4D), the directional asymmetry in 2D:4D (DR-L) and polymorphisms of the AR, DRD4, and 5-HTTL genes in simple hunter-gatherers, namely the Hadza of Tanzania (142 adult men). The distribution of AR, DRD4E3, and 5-HTTLPR genotypes and allele frequencies in Hadza was compared to other African populations on which the data were available. Hadza and Ariaal differed significantly in the distributions of frequencies of AR alleles with different numbers of CAG repeats. Hadza population was similar to other African populations in the distribution of allelic frequencies of the DRD4E3 locus, and to Afro- Americans in the distribution of allelic types of the 5- HTTLPR locus. We found no influence of AR gene on the right hand 2D:4D ratio,DR-L, and any of aggression subscales of the Buss-Perry Aggression Questionnaire (AQ). Although, a weak positive correlation between CAG repeats and the left hand 2D:4Dwas found. The multiple regression analysis with digit ratios, DR-L and aggression subscales of AQ as dependent variables and the three gene candidates (AR, DRD4E3, and 5-HTTLPR) as independent variables revealed the following: men with lower number of CAG repeats had significantly lower left hand2D:4D ratio;men with highernumbers of 48-bp unit copies in exon 3 of a VNTR polymorphism in the DRD4 gene had significantly lower digit ratios on both hands; no effect of the 5-HTTLPR gene on either the digit ratio or aggressive behavior. These findings demonstrate the complexity of gene effects on digit ratios and aggression and call for simultaneous analysis of more candidate genes. It is noteworthy that these results were obtained for a human population that is still practicing foraging and has been subjected to a high selective pressure due to harsh environments and practically has no access to modern medical care. Hadza are highly egalitarian, and their culture does not favor persons with a dominant or aggressive behavior. It is still to be found to what extent the relationships observed in this study are similar to those in other human populations.
Работа посвящена феномену социального контроля как основной функции некоторых внешкольных учебных учреждений. В современном городе постоянно происходит сложный процесс, направленный на поддержание социального порядка, который обеспечивают различные агенты. Один из способов поддержания социального порядка - осуществление социального контроля девиантных практик. В современных реалиях большое количество подростков лишено должного внимания со стороны своих родителей. Такие дети наиболее подвержены участию в различной девиантной деятельности в тот момент, когда ни школа, ни их родители не могут осуществлять над ними контроль. В рамках практики НУЛ СОН нами были изучены дворовые клубы, деятельность которых направлена на осуществление контроля над детьми в то время, когда те находятся на территории клуба. Основываясь на интервью с заведующими, мы исследуем, какие дети посещают клубы, чем занимаются во время нахождения в клубе и на какие именно подростковые практики направлен контроль. Отдельно мы рассматриваем клубы как своеобразные агенты социального порядка, которые с помощью прививания определенных ценностей подросткам, снижают риск включения подростков в деятельность, негативно влияющую на повседневную жизнь малого города.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Труды содержат доклады, представленные специалистами из России, Украины, Белорусии, Казахстана, Узбекистана, Германии, Великобритании, Польши по направлениям:«Радиационная физика металлов», «Радиационная физика неметаллических материалов», «Физические основы радиационной технологии» и посвященные разнообразным проблемам радиационной физики твердого тела (процессы прохождения заряженных и нейтральных частиц, рентгеновского и гамма-излучений через вещество, электрон-атомные, атом-атомные, ион-атомные и др. столкновения в твердых телах, ориентационные явления при взаимодействии высокоэнергетических частиц с твердым телом, радиационно-индуцированные и радиационно-стимулированные явления в твердых телах и др.).
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.