• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Опросник "Шкалы академической мотивации"

Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96-107.

Представлены результаты разработки нового опросника академической мотивации (на выборке студентов ВУЗов, N=459), теоретической основой которого являются основанные на теории самодетерминации представления о внутренней и внешней мотивации учебной деятельности. В основу выделения различных типов мотивации положены представления о базовых человеческих потребностях, соответствующих учебной деятельности (потребности в познании, достижениях, саморазвитии), а также внешних по отношению к ней потребностях личности - в автономии и уважении. Результаты конфирматорного факторного анализа подтверждают наличие 7 независимых шкал, характеризующих три типа внутренней мотивации (познавательная, достиженческая, мотивация саморазвития), три типа внешней мотивации учебной деятельности (мотивация самоуважения, интроецированная, экстернальная) и амотивацию. Все шкалы опросника обладают приемлемой надежностью (0,71 < α < 0,91) и демонстрируют предсказуемые корреляции с показателями любознательности, другими показателями внутренней и внешней мотивации, а также показателями  базовых потребностей (в автономии, компетентности и связанности). Гендерные различия в показателях академической мотивации оказались более слабыми, чем различия, связанные с ВУЗом. Анализ целостных мотивационных профилей как для групп, так и для отдельных студентов  позволяет дать качественную характеристику их учебной мотивации.