Статья
Who founded Paris University. A History of the 16-th Century lawsuit
The article explores the 16-th century lawsuit in Paris University. If we look for the causes of future collisions in the 1586 court hearings, then we should speak more generally about the conflict between the Theology and Art Faculties, between the dean and the Rector, or between the Sorbonne and Navarra colleges. Latent rivalry, hitherto shadowed by struggle against the ‘common’ enemies, such as the Protestants, Jesuits, royal encroachments on academic privileges and property (such as Pré-aux-Clercs), the attempts to carry out a radical college reform, would boil over into an open conflict in the mid-17th century. Weapon in all these conflicts was University history. The author scrutinized the lawers’ arguments as the building materials for inventing traditions of Paris University.
Первое в историографии детальное исследование жизни и творчества яркого деятеля российского образования, близкого друга И. Н. Ульянова А. А. Красева (1844-1921), которое расширяет и корректирует сложившийся в литературе образ этого человека.
Actes du Congrès "Pluralisme et Reconnaissance" 22-24 juin 2006, Unesco, Paris. The present volume presents fully original articles, prepared for publication basing upon the texts of keynote reports presented at plenary sessions of the 9th International Congress in Philosophy and Cultural Studies, which was conducted by the St. Petersburg Branch of the Russian Institute for Cultural Studies and the UNESCO Chair for Comparative Studies of Spiritual Traditions, their Specific Cultures and Inter-religious Dialogue, functioning on the basis of the aforementioned Instiute.
The collapse of communism has opened up Russia and East-Central Europe to outside influences and enabled new lifestyle choices and forms of religious expression. Based on extensive ethnographic research, this collection uses a variety of theoretical perspectives and methodologies to examine some of the many subcultures and new religious movements that have emerged as part of this process, from members of utopian eco-communities, native-language hip-hoppers and nationalistic skinheads to various forms of Indian-inspired spirituality, neo-paganism and theosophy. Whether they reflect a growing sense of national or ethnic identity, the influence of globalization or a combination of the two, such groups highlight the challenge of creating a free, open and tolerant society in both Russia and new or prospective EU member states. The book seeks to contribute to academic and policy debates in this area by increasing understanding of the groups in question. The studies in this collection present selected findings from the three-year EU-funded project 'Society and Lifestyles: Towards Enhancing Social Harmonization through Knowledge of Subcultural Communities' (2006-2008), which included partners from a wide range of post-communist countries in Eastern Europe and from the UK.
История отечественного образования, несмотря на кажущееся обилие публикаций,- дефицитная область. Отсутствие качественных исследований является серьезной помехой в проведении модернизационных реформ. В статье на примере анализа нескольких исследовательских и издательских практик описаны типичные случаи подмены, манипуляции историей, предлагающиеся потребителю под видом добросовестных сочинений. Предложены основные навигационные инструменты, которые помогают ориентироваться в современной продукции, заполняющей историко-образовательную нишу.
Статья посвящена актуальной и практически значимой проблеме подготовке кадрового резерва для государственного аппарата в дореволюционной России. Авторы рассматривают становление и развитие системы подготовки чиновников в рамках юридического образования посредством введения специализации на юридических факультетах. В статье анализируются камеральное отделение и специализация учебных планов юридических факультетов.
Статья посвящена Бенджамину Рашу - одному из американских просветителей XVIII века. Он был выдающимся врачом ("отцом американской психиатрии"), публицистом, политическим деятелем и философом. Одним из первых серьезно занимался вопросами организации женского образования.
В статье рассматриваются различные варианты взаимодействия языков в современном мире – от переключения кодов до заимствований, которые являются результатом языковых контактов (билингвальных и мультилингвальных) и отражают социокультурные изменения в эпоху глобализации. На примере социолингвистической ситуации русскоязычной диаспоры в Германии анализируются формы и механизмы взаимодействия русского и немецкого языков. Особое внимание уделяется формированию социокультурной идентичности в условиях мультикультурного общества.
В статье речь идет о коррупции и кумовстве при защите магистерских и докторских диссертаций в университетах Российской империи. Автор рассматривает как правительство законодательными мерами, а научная общественность путем обнародования подобных казусов и обсуждения их в печати пытались противодействовать этому явлению в ученой среде.
В книге «Фрагментированное пространство Российской Федерации» описываются страновые комплексные феномены и содержание внутрироссийских процессов, и в том числе, региональной политики в городских и аграрных её регионах, а также развитие региональных социальных и политических процессов и особенности управления ими со стороны федерального центра
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.