• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и международный опыт

Косарецкий С. Г., Пинская М. А., Груничева И. Г.

В статье дан анализ особенностей российской бедности, её структуры и динамики. Отмечено такое новое для современной России явление, как формирование «андеркласса», для которого доступна только малая доля социальных гарантий, и депривация носит устойчивый характер Бедность рассматривается в качестве барьера к образованию, чьё влияние проявляется на всех образовательных этапах: от дошкольного до высшего. Ещё один аспект анализа неравенства, затронутый в статье, – исторический. Формирование образовательного неравенства рассматривается в связи с Резким ростом социальной дифференциации в постсоветской России,когда слом административных механизмов выравнивания привел к тому, что с 1990-х гг. национальная система образования стала развиваться в систему производства социального неравенства с разным набором услуг, ресурсов и качеством обучения для представителей различных социальных групп. Авторы останавливаются на описании факторов, определяющих неравенство доступа к качественному образованию в России. Таких как, территориальное неравенство и значительное ограничение образовательных возможностей для сельских жителей, Социально-экономическое неравенство семей, снижающее шансы части детей на высокие образовательные достижения, и дифференциация школ по контингенту учащихся, материальным, кадровым ресурсам и академической успешности. Перечисленные факторы порождают неравенство возможностей индивидуального и профессионального роста, усиливают и закрепляют социальную стратификацию в обществе. В завершение авторы останавливаются на зарубежном опыте преодоления образовательного неравенства.