Статья
Восприятие реальности
Перевод 21 главы книги Уильма Джеймса «Принципы психологии»
В статье утверждается, что все метаэтические учения можно разделить на два класса: метафизический моральный эксклюзивизм, идея о потусторонней природе морали, – и метафизический моральный инклюзивизм, или идея о том, что мораль – составной элемент единой реальности. Оригинальность предложенного разделения обосновывается путем исторического обзора и сравнения с известными этическими понятиями. Анализируется, как соотносятся метафизические представления о морали с методологией эмпирических исследований морального сознания. Показывается, каким образом вопрос о месте морали в структуре реальности диктует теоретические ограничения для принципа Юма.
В статье обсуждается концепция кадров зрительного и слухового восприятия. Исходные идеи этой концепции были выдвинуты А. Бергсоном, впоследствии эта концепция была развита Ф. Варелой. В ходе обсуждения привлекаются новейшие данные нейронаук и когнитивных наук. Автором выдвигается гипотеза о возможности расширения концепции кадров на понимание любой когнитивной деятельности, включая мышление.
В работе автором ставится вопрос о принципах изучения эзотерики верующими исследователями. Предлагается разделить все работы, написанные в этом русле, на два подхода: «подход древа» и «модернистский подход». «Подход древа» опирается на идею единства эзотерической традиции и противопоставляет ее традиции церковной, «модернистский подход» видит в эзотерике различные формы обмана. Конфессиональный подход соотносится с различными направлениями вне конфессионального исследования эзотеризма – европейской и американской школами. В итоге предлагаются возможные варианты соотнесения наработок конфессионально и вне конфессионально ориентированных исследователей.
В статье раскрываются необходимые метафизические основания и центральные положения общей теории социальной реальности Дж. Сёрла. Показывается, как в мире, состоящем из физических частиц и полей силы, всё разнообразие общественной жизни конструируется при помощи одного вида логико-лингвистических операций – деклараций статусных функций.
Стало печальной традицией посвящать Сократические чте ния памяти тех активнейших их участников, которых больше нет с нами. Но Х Чтения даже не вполне вписываются в эту тради цию, поскольку посвящены памяти Михаила Александровича Розова (13.05.1930–29.01.2011), которому и принадлежит сама идея Сократических чтений (первые Сократические чтения по географии были проведены в 1993 г. в Ростове Великом). В от личие от большинства гносеологов, М.А. Розов придавал незна нию ничуть не меньшее значение, нежели знанию. Он не просто по ньютоновски ощущал себя мальчиком, играющим с галькой на берегу огромного океана неведомого. Для него только этот океан и придавал смысл самой игре.
Вероятно, за всю жизнь или, как минимум, за всю вторую ее половину, Розов палец о палец не ударил, чтобы подчеркнуть свою оригинальность, поскольку не испытывал в ней ни малей ших сомнений. Сократический дух питается высокими этически ми принципами науки, сформулированными в 1942 г. Робертом Кингом Мертоном (1910–2003). Это универсализм (все резуль таты должны быть воспроизводимы), коллективизм (все резуль таты поступают в коллективное пользование научного сообще ства), бескорыстие (наука должна быть для ученого целью, а не средством) и организованный скептицизм (все научные резуль таты должны подвергаться строгому критическому обсужде нию). Именно все эти четыре принципа, а не только последний, определяют направленность Чтений. Здесь нет места саморек ламе, недаром это встречи без галстуков, с самыми непринуж денными отношениями между участниками. Этот дух вполне проявился и на Х Сократических чтениях, состоявшихся в спор тивно оздоровительном лагере ЮФУ «Лиманчик» на берегу Черного моря. Надо сделать все возможное, чтобы он не угас. При этом элитарная демократия высокой науки оказалась удивительным образом созвучной китайской демократии мертвых. Последняя предполагает, что нынешнее поколение не вправе высокомерно распоряжаться великой страной только на том ос новании, что одних поколений уже нет, а других — еще нет. Его долг — сделать все, что в его силах, чтобы передать страну гря дущим поколениям в существенно лучшем виде, нежели тот, в котором оно само получило ее от предшественников. Это дает нам определенную надежду, ведь серьезная наука немыслима без ответственности перед прошлым и будущим.
В статье С.Шовье с характерным названием «Возможности без миров» критикуется завышенная оценка современными философами методологического потенциала понятия «возможного мира» в экспликации логики и онтологии реальных возможностей.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.