• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Историческое знание на современном этапе: проблемы междисциплинарного синтеза

Духовность. 2013. № 1. С. 32-42.

В статье внимание обращено на современный сдвиг в системе социальных и гуманитарных наук, связанный с рядом тенденций в развитии знания о человеке и обществе. Прежде всего, речь идет об осознании того, что для понимания сложности системы «человек» необходимы междисциплинарный подход и методология сопряжения социогуманитарного знания в единый комплекс «наук о человеке». С формированием в ХХ в. антропоцентристской ориентации познавательной деятельности вопрос феномена человека стал центральным. Также было отмечено, что проблемы трансформации исторической науки тесно связаны с общим ходом развития научного знания вообще и гуманитарного, в частности. Именно на стыках различных дисциплин рождались разные школы (в территориальном и проблемном плане) «новой истории», одним из ведущих принципов которой стал акцент на «тотальность» истории, ставящей в центр исторической реконструкции человека. Автор сделал вывод, что в обновленной исторической науке будут присутствовать элементы антропологии и семиотики, феноменологии и герменевтики, социологии, психологии и других «наук о человеке», как, впрочем, и методики естественных и точных наук.