• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 6 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Орлов И. Б. Духовность. 2003. № 5. С. 125-134.

В статье показано очевидное падение коммунистической идеологии при уменьшении имущественной дифференциации. Но, с другой стороны, в основе уравнительных настроений лежали не только коммунистические идеологемы, но и вековые традиции крестьянской экономики «пропитания» или «выживания». Автор делает вывод, что в условиях голода критерии социальной справедливости и равенства существовали только в виде общих принципов, тесно связанных с освященными авторитетом сельской общины моральными ценностями, дефицит которых на постреволюционном пространстве России был очевиден современникам. Свою роль сыграли фактор удаленности от эпицентра голода и возможности властных органов в деле борьбы с эксцессами голодных лет.

Добавлено: 4 ноября 2015
Статья
Орлов И. Б. Духовность. 2012. № 2. С. 266-301.

В статье исследуются государственные символы России в их историческом генезисе. Через государственную символику раскрывается система национальной аксиологии. Проводится сравнительное рассмотрение законодательств государств мира о национальных символах.  В частности, анализ цветовой символики государственных флагов позволяет сделать вывод, что большинство стран выстраивают свою геральдическую систему, исходя из священных (в том числе сакральных) для данного народа высших ценностей.

Добавлено: 16 марта 2014
Статья
Орлов И. Б. Духовность. 2013. № 1. С. 32-42.

В статье внимание обращено на современный сдвиг в системе социальных и гуманитарных наук, связанный с рядом тенденций в развитии знания о человеке и обществе. Прежде всего, речь идет об осознании того, что для понимания сложности системы «человек» необходимы междисциплинарный подход и методология сопряжения социогуманитарного знания в единый комплекс «наук о человеке». С формированием в ХХ в. антропоцентристской ориентации познавательной деятельности вопрос феномена человека стал центральным. Также было отмечено, что проблемы трансформации исторической науки тесно связаны с общим ходом развития научного знания вообще и гуманитарного, в частности. Именно на стыках различных дисциплин рождались разные школы (в территориальном и проблемном плане) «новой истории», одним из ведущих принципов которой стал акцент на «тотальность» истории, ставящей в центр исторической реконструкции человека. Автор сделал вывод, что в обновленной исторической науке будут присутствовать элементы антропологии и семиотики, феноменологии и герменевтики, социологии, психологии и других «наук о человеке», как, впрочем, и методики естественных и точных наук.

Добавлено: 5 декабря 2013
Статья
Цыганова Л. А. Духовность. 2012. № 2. С. 242-249.

 В предлагаемой статье автор затрагивает актуальную на сегодняшний день проблему футбольного фанатского движения. Несмотря на то, что данному вопросу уделяется пристальное внимание западной научной школой, отечественная традиция не сформировала устоявшегося подхода к изучению данного феномена. Автор, используя междисциплинарный подход, и анализируя посвященные проблеме тексты, предпринимает попытку проблематизации выработки инструментов анализа исследуемого феномена, который в дальнейшем может быть применен для выработки комплексной политики в отношении субкультуры футбольных фанатов.

Добавлено: 25 марта 2014
Статья
Орлов И. Б. Духовность. 2012. № 2. С. 67-100.

В статье на материалах студенческих центральных и региональных изданий реконструируются материальное положение и бытовые практик различных категорий советского студенчества в годы новой экономической политики. Анализу подвергнуты система пайкового и стипендиального обеспечения, деятельность комиссий по улучшению быта учащихся, студенческих кооперативов, землячеств и бытовых коммун. Автор делает вывод, что несмотря систему льгот на проезд, «недели помощи» профсоюзов и посылки из дома, материальное положение основной массы студенчества оставалось нестабильным, а студенческий бюджет был весьма напряженным. Разрешение большинства бытовых неурядиц ложилось на плечи самих учащихся, включая различные формы самоорганизации: кооперативы, кассы взаимопомощи, совместные столовые, договора с торгующими предприятиями о предоставлении одежды и обуви в кредит в счет стипендии и в рассрочку и т.п. Но значительной части студентов приходилось жить на случайные и редкие заработки.

Добавлено: 5 декабря 2013
Статья
Орлов И. Б., Орлова Н. А. Духовность. 2010. № 2. С. 184-198.

В статье рассматриваются жизненные стратегии и практики специфической группы российского населения, маркируемые как «неблагополучные семьи». Авторы выделяют ряд рискогенных факторов (от социально-экономических до криминальных), отрицательно сказывающихся на репродуктивных функциях семьи и препятствующих формированию жизненных семейных стратегий. Особо подчеркивается, что неблагополучная семья (особенно в российской глубинке) имеет весьма узкий спектр возможностей для выживания в обществе рисков, каковым является современная Россия. Вывод относительно основной стратегии жизни населения российской глубинки и, прежде всего, неблагополучных семей, далеко не радужный: детей всеми силами и средствами отправить учиться или работать в столичные или хотя областные центры, а самим «доживать и вымирать».

Добавлено: 7 ноября 2015