?
Когнитивное развитие как область когнитивной психологии
В обзоре мы рассмотрим область изучения когнитивного развития сквозь призму одной из проблем, актуальной для этой области сейчас и соединяющей ее с когнитивной психологией в целом: вопрос о возможности раннего, доречевого и имплицитного научения сложному знанию, включающему в себя правила и системы правил, а также сопряженному с довольно высокими требованиями к осознанности получаемой системы знаний. Кроме общего исторического описания области, будут приведены эмпирические исследования на материале двух особенно «провокационных» в отношении этой проблемы тематических зон: освоения речи и понимания психики другого человека. В них показана роль как относительно низкоуровневых процессов (статистическое научение и обнаружение паттернов совместной встречаемости), так и контекстных, функциональных факторов (включенность ребенка в отношения с другими людьми, «заинтересованность» среды). Последнее выводит когнитивное развитие к необходимости экологических моделей, объясняющих процедуры познания через встроенность этих процедур в определенную среду, ради функционирования в которой эти процедуры возникли, прежде всего, среду коммуникативную и культурную.