• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 18 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Семенов И. Н. Методология и история психологии. 2018. № 2. С. 87-112.

В статье предлагается периодизация истории в России ≪Психологического общества≫, эксплицируется логика его институционально‑познавательного развития, а также специально характеризуется начальный период становления в конце XIX в., продуктивная деятельность во второй половине ХХ в. таких его инновационных институций, как ≪Комиссия по логике и психологии мышления≫ и секция ≪Психологии творчества≫.

Добавлено: 26 февраля 2019
Статья
Порус В. Н. Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 1. С. 88-97.

Многообразие типов объяснения в современной психологии иногда принимают за свидетельство ее методологической «незрелости». Из этого следует, что статус «зрелой» науки она могла бы приобрести, если бы удалось редуцировать эти типы к некоторому фундаментальному уровню. При этом учитывается негативный урок «логического эмпирицизма»: невозможность обоснования науки на базе «унифицированного» языка наблюдения. Поэтому предлагают иной путь «редукционизма»: абстрагируясь от исходных свойств психологических явлений, объяснять их на базе более фундаментальных научных теорий, постепенно сужая их круг. В статье предлагается иной подход: при трансформации объясняемых психологических явлений выстраивать не лестницу «уровней объяснения», по которой можно взобраться (или опуститься) к таким «фундаменталиям», какие уже выводят объяснение за рамки психологии, а топологическую систему, в которой «уровни» или «типы» объяснений выступают как взаимные «транскрипции», способы прочтения своих смыслов в иных языках. Такой подход перекликается с методологической абдукцией (в смысле Ч.С. Пирса) - выдвижением и отбором гипотез о смысловой связи различных типов объяснений в психологии с их последующей проверкой. Его цель - органическое единство различных объяснительных возможностей психологии. Экспериментальное опровержение некоторой объясняющей гипотезы затрагивает весь или почти весь комплекс различных научно-психологических объяснений, который не может оставаться индифферентным к такому опровержению. При этом новую остроту приобретают вопросы о характере опровержений, об эмпирическом базисе, о том, что означает в психологии «увеличение эмпирического содержания ее теорий» (И. Лакатос) или «конкуренция между различными экспланансами».

Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Котова Т. Н., Котов А. А. Методология и история психологии. 2012. № 4.

В обзоре мы рассмотрим область изучения когнитивного развития сквозь призму одной из проблем, актуальной для этой области сейчас и соединяющей ее с когнитивной психологией в целом: вопрос о возможности раннего, доречевого и имплицитного научения сложному знанию, включающему в себя правила и системы правил, а также сопряженному с довольно высокими требованиями к осознанности  получаемой системы знаний. Кроме общего исторического описания области, будут приведены эмпирические исследования на материале двух особенно «провокационных» в отношении этой проблемы тематических зон: освоения речи и понимания психики другого человека. В них показана роль как относительно низкоуровневых процессов (статистическое научение и обнаружение паттернов совместной встречаемости), так и контекстных, функциональных факторов  (включенность  ребенка в отношения с другими людьми, «заинтересованность» среды). Последнее выводит когнитивное развитие к необходимости экологических моделей, объясняющих процедуры познания через встроенность этих процедур в определенную среду, ради функционирования в которой эти процедуры возникли, прежде всего, среду коммуникативную и культурную.

Добавлено: 25 ноября 2013
Статья
Завершнева Е. Ю. Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 4. С. 15-24.

Две заметки Л.С. Выготского, опубликованные в журнале «Вестник РГГУ» (2006, № 1), помещены в настоящем издании в новой редакции; они повторно сверены с оригиналом и сопровождаются комментариями, в которых дается описание и краткий анализ этих заметок.

Добавлено: 24 октября 2019
Статья
Петренко В. Ф. Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 1. С. 164-189.

Статья посвящена медитации как форме достижения измененных состояний сознания через концентрацию внимания и «успокоение ума» практикующего. Сопоставляются буддистские психопрактики и современная психотерапия в рамках работы с образами воображения. Рассматривается буддистская тантрическая практика медитации на Йидам (образы божественных сущностей), позволяющая через идентификацию с божеством осуществлять трансформацию личностных качеств практикующего. Утверждается, что в процессе медитации происходит изменение форм категоризации практикующего, вплоть до полной остановки процесса категоризации в нирване.

Добавлено: 5 мая 2009
Статья
Сенющенков С. П. Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 4. С. 179-192.

В статье в контексте критических замечаний С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского анализируется понятие «внутренняя деятельность» в теории деятельности А.Н. Леонтьева. Рассматривается возникновение понятия «внутренняя деятельность» в работах Харьковской группы психологов в 1930-е гг. в рамках противопоставления «образа» и «процесса». В контексте проблемы интериоризации деятельности рассматривается вопрос о месте понятия «внутренняя деятельность» в концепциях филогенеза психики животных и развития сознания человека в антропогенезе, созданных А.Н. Леонтьевым в 1940-е гг., а также проблема развития внутренней деятельности в онтогенезе. 

Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Фаликман М. В. Методология и история психологии. 2012. № 4.

В статье обсуждаются исследования внимания в когнитивной психологии, освещается роль метафор в развитии этих исследований, анализируется переход от парадигмы фильтрации к парадигме селективной установки, обсуждаются проблемы объектно-ориентированного и пространственно-ориентированного внимания, взаимодействия восходящих и нисходящих процессов в обработке зрительной информации, описываются активно разворачивающиеся в последние годы исследования зрительного поиска и феноменов функциональной слепоты по причине невнимания, намечаются основные прикладные проблемы современной когнитивной психологии внимания.

Добавлено: 17 января 2013
Статья
Гершкович В. А., Фаликман М. В. Методология и история психологии. 2012. № 4.

В статье кратко очерчена история когнитивной психологии с момента её появления в 1950-х гг. и до настоящего времени, рассмотрены основные направления критики данной области психологии как извне, так и изнутри, обозначены современные области исследования, сложившиеся в соответствии с этими направлениями.

Добавлено: 17 января 2013
Статья
Петренко В. Ф. Методология и история психологии. 2013. Т. 5. № 3. С. 5-12.

Автор исходит из представления о том, что знания не являются калькой (отражением) реальности, а конструируются субъектом на основе опыта взаимодействия с миром и зависят от мотивации субъекта познания, языка описания, операциональных средств и т.п., что определяется культурой общества и личностными особенностями субъекта познания, его картиной мира.

Добавлено: 17 октября 2013
Статья
Сенющенков С. П. Методология и история психологии. 2009. Т. 4. № 2. С. 59-75.

В статье рассматриваются общепсихологические аспекты концепции интериоризации, составляющей ядро теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Показано, что основной теоретической задачей концепции интериоризации П.Я. Гальперина было решение проблемы природы и происхождения психических процессов. Исходя из этого, анализируются основные моменты этой концепции: понятия умственного, материального, материализованного действия, содержание преобразований действия на разных этапах формирования, проблема необходимости отдельных этапов, – с тем, чтобы определить, в какой мере теория решает поставленную задачу. 

Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Петровский В. А. Методология и история психологии. 2018. № 1. С. 58-83.

Вопрос о связи психического и физического (души и тела), сохраняя значениеодной из центральных проблем философии, интригует трудностью своего рассмотрения не только философов, но и представителей конкретных наук, психологов, физиков, логиков, семиотиков. В последние два столетия появились новые термины («квалиа», «супервентность», «эмерджентность», «философский зомби»), призванные содействовать разрешению «трудной проблемы сознания» (Д.Чалмерс). Но обеспечивают ли эти лингвистические инновации существенный прогресс в решении старой проблемы? Автор полагает, что, обновляя традиционный дискурс, они требуют существенной конкретизации, так как оставляют неясным сам критерий различения «психического» и «физического» (без чего вопрос об их соотнесении теряет какой-либо смысл). Искомый критерий описывается в статье как трансферентность (распространяемость «за») нетрансферентность (приверженность месту). «Физическое» (волны, частицы) сохраняют собственные свойства за пределами места своего возникновения, обнаруживая трансферентность (частицы переносятся, волны распространяются без изменения собственных свойств); «психическое» (ощущения, представления, чувства, мысли, эмоции, устремления и др.) — нетрансферентны (существуют там и только там, где возникли). Трудность разрешения психофизической проблемы обусловлена «ошибкой смотрящего»— неразличением чувственных (представляемых) и сверхчувственных (мыслимых) элементов. Психические явления представляют собой результат взаимодействия мыслимых физических элементов (по примеру интерференции волн и образованию «стоячей волны»). Подразумевается, что одним из участников взаимодействия («сопродуцентом») является органическое тело индивида (и, в частности, его мозг). Гипотетическая модель психических содержаний (метафорическая модель) — это внутренняя голограмма, порожденная индивидом и существующая в единственном экземпляре. Предполагается, что, имея структурный характер, она способна конфигурировать проходящую сквозь нее лучистую энергию тела, выступая тем самым в роли «формальной» и «целевой» причин поведения (в терминах Аристотеля). Таким образом, оспаривается представление об эпифеноменальности (избыточности) психики в организации активности индивида. Особо подчеркивается эксклюзивный характер психических явлений как внутренних голограмм, так как согласно исходной гипотезе они привержены месту своего возникновения, — не могут быть зафиксированы с помощью технических устройств или, как говорится, «глазом», «извне» (не могут быть «извлечены», «подсмотрены», «переданы», «сфотографированы», «запеленгованы» и т.п.). Принято говорить, что психические содержания «скрыты от стороннего наблюдателя» и при этом «видимы (переживаемы) только изнутри». Автор показывает, что представления о «видимости психических содержаний изнутри» подлежат критическому рассмотрению: идея «внутреннего созерцателя» порождает представление о «гомункулусах», — дурную бесконечность вложенных друг в друга «человечков». Тезис автора состоит в том, что первоначально «нет никого внутри, кто видел бы, переживал, стремился», иными словами, был субъектом внутренней жизни («я»); «созерцаемое» и «созерцатель» суть фрагменты феноменального поля, «комментированные» культурно-заданными вербальными знаками («я вижу», «я представляю», «я испытываю» и т.п.). Некоторые модели «я», порожденные телесностью индивида в социокультурной среде, проявляют свойство самодвижения, causa sui. Таким образом, в целом, взаимоотношения психического и физического интерпретируется как их взаимоопосредование, — со-бытийность; отношения не симметричны: не психика — «для тела», а тело — «для психики»

Добавлено: 2 ноября 2018
Статья
Тульчинский Г. Л. Методология и история психологии. 2010. Т. 5. № 1. С. 35-51.

Утверждается сдвиг гуманитарной парадигмы, который должен опираться на принципиальный учет роли и значения личности – главного источника динамики смыслообразования. Этот сдвиг заложен в феноменологии Э. Гуссерля и последующем развитии философских направлений. Смыслообразование является проявлением человеческой свободы и ответственности. Феноменология подтвердила, что аподиктические истины надо искать в области трансцендентального субъекта. Феноменологический анализ сводится в конечном счете к самоидентификации. «Гносеологическая» стадия развития философии, разводящая субъект и объект, выводит на первый план проблему свободы и личности. Следующая, «аксиологическая» стадия выражает созревание персонологической доминанты. Самосознание – наиболее важное проявление человеческой сущности. Субъект самосознания является носителем свободы. Очевидна историческая тенденция сужения границ Я. Единство Я нельзя найти в готовом виде, его можно только осуществить неустанным усилием утверждения скрытой сущности свободы. Я – точка сборки ответственности. Содержание гуманитарности выстраивается в пять уровней: инфраструктуры культур, антропологический, культурологический, персонологический, метафизики нравственности. Несостоятельно и опасно игнорировать одни из этих уровней в социальной деятельности. Возможность гуманитарного знания основана на единстве и универсальности духа. Единый и универсальный дух проявляется через конкретную личность, занимающую конкретную и уникальную позицию в мире. Постчеловеческая персонология – это перспектива метафизики личности. Тело предстает посредником между двумя планами человеческого бытия: трансцендентальным и реальным. С ростом сферы мыслимого человеческий мир все более переходит в модус возможного. Возможное принципиально важно для персонологии: самый глубокий момент в самосознании и идентичности – Я, которого еще нет, но которое возможно. Ключевыми моментами сдвига гуманитарной парадигмы являются поссибилизм и потенцирование.

Добавлено: 22 октября 2012
Статья
Хорошилов Д., Мельникова О. Т. Методология и история психологии. 2009. № 3.
Добавлено: 5 марта 2010
Статья
Уточкин И. С. Методология и история психологии. 2012. Т. 7. № 4. С. 87-81.

Обзор посвящен современному подходу, призванному объяснить относительно легкое восприятие больших множеств однотипных объектов (зрительных ансамблей), несмотря на жесткие ограничения объема внимания. Согласно этому подходу, зрительная система извлекает и кодирует абстрактные статистические свойства ансамблей, такие как среднее по разным признакам или их численность. Эти статистические свойства рассматриваются как глобальные признаки, предшествующие детальному восприятию признаков отдельных объектов. Предположительно, в формировании статистических репрезентаций участвует механизм внимания, широко распределенному по всему зрительному полю. В обзоре также рассматривается механизм сегментации подмножеств, с помощью которого зрительная система разделяет перемешанные в пространстве ансамбли разнотипных объектов и строит отдельные статистические репрезентации для каждого такого ансамбля. Наконец, анализируются данные о том, как статистические свойства ансамбля влияют на восприятие отдельных объектов, входящих в состав этого ансамбля.

Добавлено: 1 февраля 2013
Статья
Петровский В. А. Методология и история психологии. 2010. Т. 5. № 1. С. 136-148.

Подлежат различению: слово «Я», существующее в культуре («Я» как культурный знак); Я-прообразы в психике – чувственные оттиски «Я» как культурного знака; идея Я в жизнедеятельности индивида. Абсурдны попытки гипостазировать существующее понимание «Я» как производящей основы восприятия, действия, переживания: никакого гносеологического (познающего), волевого (действующего), экзистенциального (переживающего) субъекта, как непосредственной основы активности индивида, нет. Все это – фикции, миражи, мнимости. Анализ, однако, показывает, что они способны обнаруживать свое участие в бытии. Культурные знаки «Я», чувственно запечатленные в психике, будучи прообразами Я, сами по себе еще не являются Я. Но индивид, активность которого опосредствуется прообразами Я – «узорами», «композициями», «рисунками», «чертежами», «иконками» в чувственном материале психического, а также текстами, описывающими взаимоотношения между ними, заявляет о себе как о реальном Я (здесь мнимое Я превращается в Я-подлинное, Я-действительное). Реальное Я есть форма существования индивида, определяемая встречей присущей ему бессубъектной активности со знаками, презентирующими прообразы Я. Прообраз Я превращается в реальное Я, когда опосредует устремленные вовне импульсы индивидуальной активности; вследствие этого мир изменяется и адресует индивиду новые вызовы; на них индивид отзывается новыми импульсами, смешивая их со своей бессубъектной спонтанностью. На каждом новом своем витке активность индивида не только опосредуется знаками Я, но и модифицирует их: они при этом как бы возвращаются к себе самим, превращаясь из посредников индивидуальной активности в ее результат. Таким образом рождается подлинное Я: субъект познания, воли, переживаний.

Добавлено: 22 октября 2012
Статья
Леонтьев Д. А. Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 4. С. 7-20.

В статье рассматривается динамика психологических взглядов А.Ф. Лазурского (1874-1917) — создателя одной из первых теорий личности в мировой психологии. В работе Лазурского выделяются два этапа, первый из которых связан с понятием характера как внутренней индивидуально-типологической основы личности, а второй характеризуется введением и все более интенсивной разработкой представлений об отношениях к миру как значимых компонентов структуры личности. Показано место А.Ф. Лазурского в отечественной и мировой психологии личности.

Добавлено: 26 июня 2013
Статья
Улановский А. М. Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 1. С. 130-150.
Статья представляет собой анализ истории, принципов, трактовок и способов использования феноменологического метода в психологии, психиатрии и психотерапии. Дан анализ классических феноменологических исследований и их влияния на психологию, представлен обзор ключевых имен, идей и концепций, образующих современную феноменологическую психологиюкак направление. Описаны исходный вариант феноменологического метода и его дальнейшая адаптация для исследовательских и практических задач в психологии, психиатрии и психотерапии. Специальное внимание уделено рассмотрению феноменологического подхода как стратегии качественного исследования, описанию процедур сбора и анализа данных в современных феноменологических исследованиях в психологии. Ключевые слова: феноменология, феноменологический метод, описание, переживание, смысл, качественные исследования, анализ данных.
Добавлено: 25 марта 2009