?
Филологическое заблуждение как исток политической традиции: к истории понятия "гражданский гуманизм"
В статье анализируются теоретические следствия рецепции в разных дисциплинах - истории, филологии, политической теории, истории и теории эстетики - одного из наиболее изученных и в то же время наиболее дискуссионных произведений ренессансной литературы, "Диалогов к Петру Павлу Гистру" Леонардо Бруни Аретино. Центральным объектом рассмотрения в статье становится полемика вокруг восходящей к Х. Барону категории "гражданского гуманизма". Двумя экстремумами этой полемики стали позиция историков, рассматривающих возникновение "гражданского гуманизма" как эпифеномен социально-политических событий в Италии начала XV столетия, и точка зрения филологов, усматривающих в "протолиберальных" декларациях протагонистов диалога эффект риторической стратегии imitatio (по этой версии, "Диалоги..." Бруни - не что иное как подражание диалогу "Об ораторе" Цицерона). Автор статьи ставит себе целью показать, что апория "гражданского гуманизма", возникающая в результате коллизии разных дисциплинарных языков, обосновывает необходимость исторической релятивизации методологического инструментария гуманитарных дисциплин.