• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Жизнь после девятого класса: как личные достижения учащихся и ресурсы их семей влияют на жизненные траектории? На материалах лонгитюдного исследования

Вопросы образования. 2013. № 4. С. 310-330.

Известно, что социальный бэкграунд молодого человека в существенной степени предопределяет его образовательную траекторию и достижения. В статье, основанной на данных второй волны лонгитюдного обследования, предпринимается попытка проверить, насколько успешное обучение в школе, результаты вне-школьной деятельности учащегося, его упорство и намерения относительно будущего образования могут быть независимыми от социального окружения школьника и изменить предзаданную социальным окружением образовательную траекторию. Дизайн исследования состоял из двух повторных опросов выпускников основной школы: первый опрос был проведен на выборке учащихся девятых классов (n=2000), второй – на той же выборке двумя годами позже (n=1156 в связи с истощением выборки). После окончания 9-го класса у учащихся было три возможных выбора дальнейшего образования: они могли остаться в общем образовании еще на два года, и уйти в среднее или начальное профессиональное образование (СПО или НПО соответственно). Путевой анализ был проведен с использованием пакета Mplus: независимыми переменными стали семейные образовательные ресурсы; зависимыми переменными – совершенный выбор образовательной траектории, медиаторами: предыдущие образовательные достижения учащегося, его ожидания и настойчивость как личностная черта. Результаты показали, что ресурсы семьи положительно связаны со всеми тремя медиаторами, но сами не имеют прямого влияния на выбор образования. Семейные ресурсы полностью опосредовались предшествующими образовательными достижениями и ожиданиями при любом выборе дальнейшей траектории. Настойчивость не показала опосредующего эффекта. Результаты обсуждаются в рамках исследований жизненных выборов и образовательной политики.